Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 9. ПВЛ как исторический источник



Основным источником для воссоздания Древней (Киевской) Руси являлись летописи. Карамзин критически сопоставлял все известные их списки и, привлекая новые, им самим найденные, стремился выделить «чистого Нестора». Именно по этому пути пошло новое исследование «Повести временных лет», здесь достигнуты были наибольшие успехи, сделан вывод о наличии (и до Нестора) отечественного летописания.

"Повесть Временных лет" (далее - ПВЛ) была создана в Киеве в начале ХII в. Текст ее дошел до нас в составе более поздних летописей - Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивилловской, Летописца Переяславля Суздальского и др. ПВЛ - главный источник по самому раннему периоду истории Руси

ПВЛ представляет собой итог последовательной переработки нескольких летописных сводов, составлявшихся в Киеве на протяжении ХI в. Древнейший из них был, вероятно, создан около 1037 г. Следующими этапами стали своды 1073 г. (в нем появилась датировка событий с точностью до дня) и 1093 г. (этот свод, иногда называемый в литературе Начальным, отразился в Новгородской Первой летописи). Именно на этом этапе работал над летописью киево-печерский монах Нестор, известный также как агиограф (т.е. автор житий). На основе Начального свода были последовательно, с различными дополнениями, созданы три редакции ПВЛ. Первая в чистом виде до нас не дошла и может быть выделена только на основе анализа текста второй редакции, представленной в Лаврентьевской летописи и снабженной припиской игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра, и третьей, отразившейся в Ипатьевской летописи.
У ПВЛ есть и внелетописные источники. Это книги Священного Писания, переводные византийские исторические сочинения (Хроника Георгия Амартола, "Летописец вскоре" патриарха Никифора и др.), Житие Василия Нового, "Откровение" Мефодия Патарского и ряд других. В ряде случаев составитель ПВЛ использовал, видимо, и устные рассказы очевидцев событий. Одним из таких информаторов был, например, знатный киевлянин Ян Вышатич, который мог рассказать летописцу о событиях на Белооозере в 1071 г.
Основа ПВЛ, как и всех других летописей - набор погодных статей, охватывающий время с 852 до 1113-16 гг. Этому набору предшествует недатированная часть - введение, рассказывающее о расселении славянских народов и о взаимодействии славян со своими соседями. Погодные статьи ПВЛ имеют различную величину, в зависимости от того, насколько интересовало то или иное событие редактора летописи. В тексте ПВЛ иногда встречаются и совершенно пустые статьи.
Помимо погодных статей ПВЛ включает религиозные поучения, фрагменты богословских текстов, искусственно созданные исторические легенды (например, о путешествии по Руси апостола Андрея). Вероятно, такой легендой является и породивший колоссальную полемику в научной литературе рассказ о призвании Рюрика.
ПВЛ создавалась в Киеве и потому имеет четко выраженную киевоцентристскую направленность. Так, описывая нравы славянских племен (в недатированной части), летописец противопоставляет "кроткому и тихому" обычаю полян "зверинский" образ жизни древлян и других славянских племен.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2924 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...