Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально- экономический строй Древнерусского государства в 9- нач. 12 вв. Многоукладный характер экономики и социальной структуры



В отечественной исторической науке преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством. Ранним считался феодализм без развитого феодального землевладения. В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества. Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Община у славян называлась вервью. В родовой общине все ее члены являются родственниками - членами одного рода. Они ведут хозяйство сообща и совместно владеют имуществом. В соседской общине основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство индивидуально, господствует частная собственность. Вместе с тем, фактически члены соседской общины, как правило, являются родственниками. Они могут совместно осуществлять некоторые работы, например, расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы, как правило, не находятся в частной собственности. В X-XI вв. славянская община была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX - начале XI вв. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди. В Киевской Руси было несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь (рабы); закупы (люди, отрабатывающие долг, имеющие право после его выплаты освободиться, располагающие собственным хозяйством); рядовичи (люди, работающие по ряду - договору); смерды. (Значение этого термина не вполне выяснено. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.) Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека - 5 гривен. За убийство свободного платилась вира в 40 гривен, а за убийство княжеского приближенного - 80 гривен. Система штрафов за убийство и нанесение увечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о постепенном усилении государства. Еще в "Правде Ярослава" допускалась, хотя и ограничивалась, кровная месть. В "Правде Ярославичей" она была уже безусловно запрещена и заменена вирой. Выделялась родо-племенная знать - вожди (князья) и старейшины. Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX - XI вв. дружинники являлись не слугами, но вассалами князей. Вассальные отношения подразумевают взаимные обязанности вассала и сюзерена (сеньора). Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Именно дружине принадлежала инициатива повторного похода Игоря к древлянам за данью. Дружина вынесла решение отказаться от боя с византийцами в 944 г. и ограничиться предложенным выкупом. При заключении договоров с Византией клятву приносил не только князь, но и его дружинники. Дружина делилась на старшую - бояр, и младшую - гридей (детьцких). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые воинами. Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени - полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья). Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когда установливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытия рек. Собранная дань в ладьях отправлялась вниз по Днепру и морем - в Константинополь (по пути "из Варяг в Греки"). Дань вначале не была регламентирована. Это вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 г. древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань. (Руководил восстанием племенной древлянский князь Мал, предложивший вдове Игоря Ольге выйти за него замуж). После подавления восстания Ольга регламентировала сбор дани, установив ее размеры - уроки, и места сбора - погосты. Так рядом с первой формой взимания дани - полюдьем, возникла вторая: повоз.

Учитывая высокую степень развития на Руси ремесленничества, некоторые историки подчеркивают коммерческую направленность ее экономики. Другие, в противоположность им, доказывают, что основой экономики на Руси является сельское хозяйство. Земледелие стало основным занятием населения восточных славян. В Киевской Руси оно продолжало развиваться, приобретая новые организационные формы. В районе Киева и Новгорода уже в 10- 11 веках пашенная система превратилась в ведущую систему земледелия. Глубокие изменения в основной отрасли хозяйства- земледелии, привели к не менее глубоким изменениям производственных отношений у наших предков, постепенному возникновению феодальных производственных отношений. Примерно с 9-го века у восточных славян устанавливается феодальный способ производства (при наличии многоукладности в экономике), который открывал большой простор развитию производственных сил. Древняя Русь знала многие зерновые культуры: просо, пшеницу, рожь, ячмень, овес, горох, а также лен и др. Возделывались также многочисленные огородные, бобовые и технические культуры. Земледельческое хозяйство лесостепной зоны в 9-11 веках достигло значительной степени развития. В результате этого можно было отчуждать прибавочный продукт и вести расширенное воспроизводство, что создавало предпосылки для роста имущественного и социального расслоения сельского населения, для увеличения нормы эксплуатации землевладельцами в пределах государства и господских хозяйств. Наряду с землевладением были распространены и другие виды хозяйственной деятельности, в частности скотоводство. У восточных славян в 9- 10 веках были все виды домашних животных: крупный и мелкий рогатый скот (откармливая крупный рогатый скот крестьянин обеспечивал себя не только мясом и молоком, но и кожей для изготовления одежды и обуви), свиньи, лошади и домашние птицы. Накопление скота также могло способствовать увеличению имущественного неравенства. Определенную роль в хозяйстве играли также охота и рыболовство. В лесах имелось множество различных зверей и диких птиц - белок, бобров, куниц, лисиц, соболей, зубров, лосей, оленей, коз, кабанов, зайцев, лебедей, журавлей, уток, гусей, перепелов. Меха, мед и воск в большом количестве ввозились на внешний рынок. Ими крестьяне выплачивали свои налоги. Пахотные орудия медленнее развивались в лесной зоне. Изменение типов пахотных орудий определялись широтными природными условиями. Поэтому уровень их развития ограничивал нормы эксплуатации в 10- 11 веках. Экономические изменения, которые произошли в 9- 11 веках, свидетельствуют о значительном прогрессе производственных сил у восточных славян. В этот период стало широко применяться железо при изготовлении земледельческих орудий (наральников, чересел, серпов), появились сохи. Земледельцы пользовались разнообразными орудиями вторичной обработки почвы, использовались грабли и вилы. Эти орудия расширяли возможности земледельческого производства- основы экономики восточных славян. Возникновение у славян Киева, Новгорода и Смоленска свидетельствует о росте ремесла. Население этих городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел. Важнейшими среди них были столярничество, кузнечество, скорнячество, гончарство. Было развито железоделательное, металлургическое, ювелирное и керамическое производство. Уже в те времена кузнецы владели "ковкой злата и серебра", сваркой железа и стали, калкой металла, инкрустацией цветных металлов. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключ, браслеты и перстни из золота и серебра. Ремесленничество развивалось, как в структуре хозяйства князя и феодала, так и на свободной посадской основе. С возникновением городов развиваются две формы ремесел- городское и деревенское. Основная часть ремесленников сосредотачивается в городах, где концентрировалась и преобладающая часть торговли. Города оказали большое влияние на развитие ремесла; в свою очередь выделение ремесла в немалой степени способствовало превращению некоторых поселений в города. Развитие городов как ремесленного и торгового центра есть прежде всего показатель роста внутреннего рынка. Период Киевской Руси- это время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники представляли собой уже особую группу населения. Городское ремесло на протяжении 9- 11 веков было весьма развито. Можно отметить следующие профессии ремесленников этого периода: кузнецы и оружейники, ювелиры, литейщики, ковали, копьевщики, плотники, столяры, резчики по кости, чеканщики, ткачи, гончары и др. О росте ремесленного производства в 9- 11 веках свидетельствует увеличение числа городов. Если в 9- 10 веках было известно лишь 26 городов, то в 11 веке- 62 города. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за ее пределами: в Польше, Чехии, Швеции и других странах. В следствие этого возникло товарное производство. Оно на Руси существовало уже на ранней стадии феодализма. В большей степени его возникновение связано с ростом ремесла и городов. Феодалы продавали на рынке продукцию неоплаченного труда. Новой ступени товарное производство достигает в эпоху Киевской Руси, когда началась чеканка собственной русской монеты. Торговый капитал выполняет роль посредника в обмене прибавочного продукта, присвоенного феодалами, в обмене продукции крестьян и ремесленного населения. Феодальная Русь характеризуется не только существованием внутреннего рынка, но и развитой внешней торговлей. Размер рынка зависел от степени специализации общественного труда. Выделение ремесла, возникновение и рост городов содействовали расширению внутреннего рынка. Экономическое значение городов росло в связи с ростом производительных сил. На первых этапах феодализма торговлей занимались непосредственно сами производители, т.е. ремесленники, крестьяне; феодалы же реализовывали продукцию, полученную в форме докапиталистической ренты. Кроме товаров ремесленников на рынок поступала продукция земледелия (рожь, овес), а также продавались соль, рыба, мед и т.п. Таким образом, в товарные отношения были втянуты крестьянские и вотчинные хозяйства. На внутренних городских рынках выступало и иностранное купечество. В этот период существовала денежная(преимущественно в городах) меновая торговля. Для Древней Руси типична была связь торгов с церквями: духовенство наряду с князьями занималось торговлей. Возникновение внешних торговых отношений восточных славян с другими народами уходят в глубь веков. Волга и ее притоки были главной артерией, по которой шла торговля с арабами. Торговля славян с арабами продолжалась примерно до 10 века. В 9 веке усиливается торговля Древней Руси с Византией, Херсоном и Константинополем. Большое значение для внешней торговли, для роста таких городов, как Киев и Новгород, имел знаменитый путь "из варяг в греки". Древняя Русь ввозила шелковые и золотканные ткани, сукно, бархат, оружие, предметы художественного ремесла, церковную утварь, пряности, фрукты и вино, краски, коней, соль, благородные и цветные металлы. Киевская Русь вела относительно широкую внешнюю торговлю. Появление купцов, знаменующее возникновение третьего общественного разделения труда, введение металлических денег, образование частной собственности на землю- важные ступени в развитии товарного производства. В экономике Киевской Руси торговля, в частности внешняя торговля с арабами, греками, Закавказьм, народами Средней Азии и Западной Европы (Чехией, Польшей, Скандинавией и др.), играла значительную роль. Феодальная рента включала, как правило, весь прибавочный продукт зависимого крестьянства, а иногда и часть необходимого. Феодальную ренту присваивал земельный собственник, но часть ее получало государство в виде налогов. Рента в условиях феодализма самым тесным образом связана с государственными налогами, финансами и т.д. Размеры ренты и налогов часто совпадали, и их невозможно разделить, особенно на ранней стадии развития феодализма, поскольку в тот период не проводилось резкой грани между государственной собственностью на землю и личной собственностью князей. Формы ренты (отработочная, натуральная, денежная) соответствуют различным ступеням развития феодально- крепостнического способа производства. Исторические документы (хотя и немногочисленные) свидетельствуют о том, что в Киевской Руси преобладала примитивная форма отработочной ренты. Хозяйственная универсальность феодальной вотчины, ее сложный состав (дворы, села, волости, города в домене), значительная дифференциация зависимого населения в господском хозяйстве стали причиной различных форм эксплуатации в нем- отработочной ренты, натуральной и денежной ренты. Вследствие этого удовлетворялись потребности владельцев доменов и вотчин, что было главным экономическим стимулом в организации господствующим классом собственных хозяйств. Киевское государство имело сравнительно развитую денежную систему. По мере роста общественного разделения труда роль денег все в большей степени переходит к благородным металлам. Чеканка монеты началась в Киевской Руси раньше, чем в некоторых крупных европейских государствах в 10 -11 веках. Наличие собственных монет в Киевской Руси - одно из свидетельств ее большой роли в политической и экономической жизни в тот период. Денежное обращение существовало в первую очередь в древнерусских городах с более развитой торговлей, ремеслом, ростовщическим кредитом и пр. О наличии денежного обращения можно судить по взиманию дани, налогов, накоплению драгоценных металлов у феодалов и т.д. По мере роста товарного производства развивались функции денег, как меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и мировых денег. Деньги как средство обращения и мировые деньги широко использовались в Киевской Руси; они превращались в капитал, приносящий прибыль.

Таким образом, экономика Киевской Руси достигает сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4- 5 миллионов человек. Киевская Русь знала уже развитое ремесло. Большую часть в экономике играла торговля, в частности внешняя торговля с арабами, греками, народами Западной Европы. Кроме Киева торговые отношения налаживали другие города Древней Руси. Экономические отношения Киевской Руси были весьма сложны: в ней сочетались феодальные отношения и была неравномерной степень феодализации в отдельных частях страны. Эпоха раннего феодализма характеризуется расширением феодальных отношений и как следствие этого- уменьшение численности крестьян- общинников, превращение дани в примитивную форму отработочной ренты. В тоже время это эпоха относительно быстрого роста ремесел и торговли.

Вопрос 12.

. Княжение. Владимира Мономаха. Его социальная, внутренняя и внешняя политика. В 1113 в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту, Владимир увидел необходимость разобраться в ее причинах. Выступая примирителем социальных противоречий, он урегулировал ряд норм долгового права. Это нашло отражение в Уставе Владимира Мономаха о резах (то есть процентах) и было включено позднее в пространную редакцию Русской Правды. Уставом было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодовцов (не более 100%). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги. Приглашение В. Мономаха на престол было не случайным. Он пользовался авторитетом среди всех слоев населения Киевской Руси, завоевав его многолетней борьбой как с внешними врагами, так и с теми, кто посягал на внутреннее единство страны (княжеская междоусобица для простых людей была не менее страшна, нежели набеги кочевников). Движимый тревогой в связи с обострением обеих опасностей, В. Мономах, будучи князем черниговским, созвал в 1097 году княжеский съезд в Любече. Он призвал его участников проникнуться его беспокоиться и принять меры к объединению государства. Съезд принял решение: «Каждый да держит отчину свою». Но князья не услышали В. Мономаха, им хотелось самостоятельности в пределах своих земель. Став в 1113 году великим князем, он получил гораздо большие возможности для осуществления своих благородных замыслов. В. Мономах вступил в Киев 20 апреля. В считанные дни этот опытный военный и государственный деятель навел разумный порядок. По его инициативе совет феодалов принял расширенный и обновленный вариант «Русской правды», который сразу стали называть «Устав Владимира Мономаха». Главное в этом документе – статьи, которые облегчали условия займа денег под проценты и резко ограничивали возможности превращения смердов, закупов и рядовичей в холопов. Эти положения «Устава» одновременно спасали бояр, церковнослужителей, дружинников, купцов от народного гнева. Все историки единодушны в выводе, что В. Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику. При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку он умел найти подход к самым разным по характеру и поведению князьям и боярам, но вместе с тем карал беспощадно мятежников. Соседи Киевской Руси тоже почувствовали решительность и твердость В. Мономаха. Затяжной характер при правлении Владимира Мономаха носила борьба с половцами (в 1116 и 1120). Стремясь поддерживать мир с князьями, Мономах помогал им в борьбе с кочевниками. Почти двадцать раз заключал с половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111). Летопись сообщает, что в одном из сражений был пленен половецкий князь Бедлюз. Мономах подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении захватчиков наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.), был инициатором ответных нападений на половцев (1095). Применял тактику глубоких рейдов во вражеские земли с целью уничтожения основных сил противника. При организации походов применял сборы народного ополчения. Когда половцы отступили, надолго прекратив набеги на Русь, это создало князю Владимиру большую популярность. Под угрозой нашествия русских дружин византийский император согласился в 1122 году женить своего сына на внучке великого киевского князя, что придало отношениям двух сильных государств более безопасный и предсказуемый характер. Международный авторитет Киевской Руси при В. Мономахе заметно вырос. Наиболее замечательным нововведением Владимира было его распоряжение ”собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”. Сам князь выступал в качестве русского просветителя, проявляя при этом волю и настойчивость настоящего государственного реформатора. Учреждалась им первая детская школа. Проведя реформу, Владимир опирался на сложившиеся к тому времени условия и возможности, ибо уже тогда на Руси имелось немало грамотных людей, существовала русская письменность и книжное богослужение во многих городах. Русская письменность зарождалась на заре феодализации западных, южных и восточных славян. Но сама письменность возникла в районах торговых центров, городов и морских портов. Он подчинил себе братьев Олега и Давида Святославичей; рассадил сыновей по крупным городам.

Владимир Мономах – великий князь Руси, правление которого захватывает исторический период с 1073 по 1125 годы. Под правлением князя находились такие княжества, как Смоленское, Переясловское, Черниговское и Киевское. Политика Владимира Мономаха, вставшего на трон в Чернигове, была направлена на обеспечение стабильности и нерушимости границ княжества и земли Русской. Поэтому внутренняя политика Владимира Мономаха была направлена на объединений княжеств для борьбы с кочевыми племенами. В результате его стараний был создан антиполовецкий союз. После смерти своего брата, князя киевского, Мономах сумел восстановить порядок в восставшем городе. Возглавив Киев, князь предпринял попытку смягчит разрыв между жизнью простолюдинов и знати. Знаменитый Устав Владимира Мономаха содержал пункты, регулирующие отношения между феодалами и крепостными, включал нормы для ростовщиков и регламентировал выплаты для должников. Князь способствовал объединению земель Руси, проводя политику родства. Он способствовал многочисленным династическим бракам между детьми князей, способствуя сохранению целостности земель в одной семье. Внешняя политика Мономаха также разумно направлялась на сохранность единства Руси. Князь объединил свои усилия с поляками для борьбы с чехами. Хитрые ходы против половцев надолго прекратили нападение кочевников даже на отдаленные от столиц земли. Правление Владимира Мономаха в первую очередь характеризуется культурным и духовным подъемом. Он способствовал усилению православной веры на Руси, был инициатором переписи и редакции «Повести временных лет». Мономах заботился и о сохранении существующего порядка. «Поучение Владимира Мономаха» является не только прекрасным литературным памятником, но содержит образцы древнерусской морали и обычая.

Вопрос 14.

. Характеристика зависимого населения Руси 9- нач. 12 века по «Русской правде». Проблема рабства на Руси. Уже в IX-X веках рост населения и сведение лесов вызвали постепенный переход от подсечного земледелия к пашенному; коллективный труд на расчистке подсек уступил место индивидуальному труду на семейных наделах; это, в свою очередь, привело к распаду родовой общины. Большие родовые курганы сменились индивидуальными захоронениями, на смену большим родовым деревням пришли группы маленьких деревень и хуторов; община стала соседской, территориальной. Разложение общины привело к становлению индивидуальной собственности на землю. По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость от владельцев земли. Русская правда защищает господское хозяйство, в котором работали смерды. Рыбаков считает, что что смерды- особая категория военных крестьян, зависимые от князя люди. Фроянов считает, что смерды- иноплеменники по происхождению, неславянские племена, которые платили тяжелейшую дань- контрибуцию, были поражены в правах. Князь отвечал перед обществом за их поведение, со временем князь и служивые люди начинают раздавать смердов, так появляются боярские, церковные смерды. С точки зрения Грекова, смердами называли феодально-зависимых, но юридически свободных общинников, занимавшихся земледелием. Греков считает, что были две основные группы смердов: 1) данников, не попавших в частную феодальную зависимость от землевладельцев, и 2) освоенных феодалами смердов, находящихся в той или иной степени зависимости от своих господ. По Руссой Правде мы видим, что смерд мог иметь своё имущество, которое передавалось по наследству, если наследника по мужской линии не было, то имущество уходило князю, жизнь смерда защищалась судебным штрафом. Следующая категория зависимого населения- закупы - люди, попавшие в долговую кабалу. Мо мнению Горемыкиной это рабы. Из устава о закупах мы видим, что они попадали в зависимость, взяв купу, жили в хозяйстве господина, работали там на пашне. У закупа были свои удельные земли, скот, но, взяв купу, он оставлял своё хозяйство. Он сохранял за собой не только землю со скотом, но и личные и имущественные права, мог обращаться в княжеский суд, его нельзя было обидеть, в противном случае господин выплачивал штраф. Тем не менее, господин мог бить закупа за дело. Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком. Зависимость закупа срочная. Господа пытались всячески захолопить закупов, так как ещё существовали крепкие общины и свободных людей было сложно привлечь на работу в хозяйство. Шла борьба за рабочие руки. Рядовичи 1) люди, заключившие договор(ряд), свободные люди, которые несли службу; 2) заключили ряд, но на период исполнения службы теряли свою свободу; 3) заключили ряд за то, что когда- то брали в долг землю или зерно и т.д., ряд обязывал отдать долг. У Сергеевича о рядовичах два мнения. Он считает рядовича, упоминаемого в «Правде Русской», «рядовым» рабом на том основании, что «ценят его в 5 гривен, а это цена обыкновенного раба». Он же допускает, что рядович — не всегда раб. «Рядович — всякий по ряду (договору) у кого-либо живущий». В РП рассматривается случай, когда рядович умирает, и жена его отрабатывает какие-то предусмотренные рядом обязательства. «Выряд» — это аннулирование «ряда», выход из зависимого положения, созданного рядом. Таким образом, рядович не раб, так как может отработать или откупиться от своего господина. Челядин и холоп – это категории зависимых людей рабского типа в древнерусского обществе. Вопрос о положении челяди и холопов касается дискуссионной проблемы рабства и рабовладения в Древней Руси. В советской исторической литературе господствовало мнение о том, что восточные славяне перешли от первобытно-общинного строя к феодальному, минуя рабовладельческий строй. В этой связи большинство исследователей (Б. Д. Греков, И. И. Смирнов, А. А. Зимин, М. Б. Свердлов и др.) рассматривали холопов и челядь как патриархальных рабов и как особую группу феодально-зависимых людей, отличавшихся высокой степеньюличной зависимости и юридическим бесправием. В то же время ряд исследователей (В. И. Горемыкина, А. П. Пьянков, а также И. Я. Фроянов) настаивали на более широком распространении рабского труда в Древней Руси. Они не разделяли понятий «раб» (в его классическом понимании) и холоп, челядин. Холопы отличаются от античных рабов, и отличия состоят в следующем: пашенные холопы работали на земле, занимались ремеслом. Особо ценные холопы могли быть кормильцами для господских детей, очень часто занимали должности тиунов, могли управлять пашнями или сёлами, осуществлять торговые и денежные операции. Древними источниками рабства были плен и рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), через закупничество. Ст. 110 Пространной Правды устанавливает ещё 3 случая холопства: женитьбу на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажу. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. Что же касается проблемы рабства на Руси, то можно отметить, что рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как "полное рабство" (холопство). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Первоначально не только солдаты вражеской армии, но даже гражданские лица, захваченные в ходе военных действий, обращались в рабство. С течением времени стали оказывать больше милосердия гражданским лицам. К финалу войны пленники освобождались за выкуп, если таковой предлагался. В любом случае важно, что Русская Правда не упоминает пленение на войне в качестве источника полного рабства. Полное рабство имеет три вида. Человек становится рабом: если он по своей воле продается в рабство; если он женится на женщине, не заключив перед этим специального соглашения с ее хозяином; если он нанимается на службу хозяина в должности дворецкого или домоуправителя без специального соглашения, что он должен остаться свободным. Что касается самопродажи в рабство, следовало соблюдать два условия для того, чтобы сделка стала законной: минимальной цены (не меньше половины гривны), платы городскому секретарю (одна ногата). Эти формальности предписывались законом с тем, чтобы предотвратить порабощение человека против его воли.В Русской Правды ничего не говорится о женщинах-рабынях, но можно предположить, что женщина может продать себя в рабство, подобно мужчине. С другой стороны, женщина не была наделена привилегией сохранения своей свободы путем соглашения с господином, если она выходила замуж за мужчину-раба. Хотя это и не упоминается в "Русской Правде", из позднейшего законодательства, равно как и из различных иных источников, мы знаем, что такой брак автоматически делал женщину рабыней. Это должен был быть древний обычай, и поэтому он не рассматривался как достойный упоминания в Русской Правде. Соглашение о продаже можно охарактеризовать как производный источник. Очевидно, что те же формальности, что и в случае самопродажи, должны были соблюдаться в случае продажи раба. Таким образом устанавливалась минимальная цена на полных рабов. Не существовало минимальной цены на военнопленных. После победы новгородцев над суздальцами в 1169 г. пленные суздальцы были проданы по две ногаты за каждого. Раб не имел гражданских прав. Если его убивали, то компенсация должна была выплачиваться убийцей его хозяину, а не родственникам раба. В законах этого периода не существует регламентации относительно убийства раба его владельцем. Очевидно, что господин нес ответственность, если он убивал временного раба. В случае, если раб "полный", то хозяин подвергался церковному покаянию, но это была очевидно единственная санкция в подобной ситуации. Раб не мог выдвигать обвинений в суде и не принимался как полноценный свидетель в тяжбе. По закону он не должен был владеть какой-либо собственностью, за исключением своей одежды и иных личных принадлежностей; не мог раб и принимать какие-либо обязательства или подписывать какой-либо контракт. Фактически же многие рабы Киевской Руси имели собственность и принимали обязательства, но в каждом случае это делалось от имени их владельца. Если в подобном случае раб не выполнял обязательства, его владелец оплачивал убыток, если человек, с которым имел дело раб, не был осведомлен, что противоположной стороной был раб. Если он знал о факте, то действовал на свой собственный риск. Рабы использовались их владельцами как домашние слуги различного типа и как полевые работники. Случалось, что они были мужчинами и женщинами, искушенными в ремесле, или даже педагогами. Они оценивались по их способностям и оказываемым услугам. Итак, согласно Русской Правде, размер компенсации князю за убийство его рабов варьировался от пяти до двенадцати гривен, в зависимости от того, какого рода рабом была жертва. Что же касается окончания рабского состояния, оставляя в стороне смерть раба, временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ. Конец полного рабства мог наступить двумя путями: или раб выкупал себя (что, конечно же, могли позволить себе немногие), или хозяин мог отпустить своего раба или рабов волевым решением. К этому его постоянно побуждала Церковь, и многие богатые люди следовали этому совету, освобождая рабов посмертно в специальном разделе завещания. Существовал также, разумеется, незаконный путь самоосвобождения раба - бегство. Многие рабы, как оказывается, использовали этот путь к свободе, поскольку в Русской Правде есть несколько параграфов, говорящих о рабах-беглецах. Любой человек, давший приют такому рабу или каким-либо образом оказавший ему содействие, должен был подвергнуться штрафу. Подводя итог, можно сказать, что существует множество мнений по поводу характеристик зависимого населения Киевской Руси того времени, необходимо учитывать, что оценка социального положения зависимого населения нередко зависит от общего понимания автором характера государства и общества, социального строя Древней Руси. Так, например, Греков считает, что в обществе Древней Руси были раннефеодальные отношения, сама Русь была раннефеодальной монархией. Фроянов же считает, что государство носило общинный характер, это был союз городов- полюсов, общество было не феодальное. С последней четверти 11- начала 12 века Русь превратилась в федерацию городов -государств- волостей из суперсоюза. В основе раздробленности лежало развитие городов- волостей. Существовали межобщественные конфликты, отсюда холопы- рабы. По Горемыкиной до 11 века господствовало рабовладельческое общество. Следовательно, холопы и закупы это рабы.

Вопрос 20.

Утверждение политической раздробленности на Руси. Причины и периодизация. Возникновение самостоятельных земель-княжений. Особенности их политического и социально-экономического развития.

Начиная с 30-х годов 12 века Русь уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности. Русь распадается на несколько княжеств, которые получили название земли, внутри них формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. Начало феодальной раздробленности положил съезд в Любиче. Потому что, когда сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально раздроблено и ослаблено. Однако окончательно она оформилась к 12 веку.

Причины:

Первой, и наверное самой очевидной причиной является увеличение потомков Рюрика. Каждое поколение было все больше и больше предыдущего, и каждый хотел ухватить «свой кусок пирога».

Вторая причина, которую в принципе можно соединить с первой, – это отсутствие сильного харизматичного князя. До раздробленности же удавалось сохранять единство государства. А все потому, что среди Рюриковичей был авторитет, которого все уважали.

Третья причина – независимость экономики отдельных княжеств от центра и между собой. Каждое княжество производило все, что ему было нужно для существования. Поэтому оно могло стать отдельным государством.

Четвертая причина – заинтересованность бояр в своем князе, который бы защищал их права на местах. Поэтому бояре помогали князю установить власть в каждой земле. Однако потом в княжествах возникала борьба за власть между боярством и князем. На каждой земле вопрос власти решился по-разному.

Пятая причина – ослабление Киева, центра Руси. На город часто нападали кочевники, что способствовало оттоку населения в более спокойные места. Миграция жителей повела за собой отставание в экономике Киева от других княжеств.

Также к причинам раздробленности можно отнести:
6. отсутствие в середине XII века серьезного внешнего врага
7. усиление военной мощи князей на местах
8. отсутствие определенного порядка наследования. Новый “лествичный” порядок наследования (Киев переходил во владение к старшему Рюриковичу, после смерти предыдущего князя) был неэффективен. Все князья хотели управлять, но никто не хотел ждать, когда наступит его очередь.

ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

К середине 12 века на территории Руси появляются 3 основных наиболее централизованных района: Новгородская феодальная республика, (не могла претендовать на эту роль посколько не было постоянной княжеской династии), Северо-Восточная Русь, Галицко-Волынская земля. 2 последних наряду с Литвой могли претендовать на роль центра объединения. Каждая из этих земель обладала особенностями в политическом устройстве. С экономической точки зрения, каждая из этих земель была автономной, обладала ресурсами не велось обмена с другими княжествами. На региональном уровне воспроизводилась структура ранне-феодального государства. Такой же характер носили взаимоотношения князя и дружины. В каждом княжестве существовало три различных вида земель: княжеский домен, феодальные и монастырские земли и черные земли свободных крестьян. Развитие вотчинно-боярского землевладения в новых условиях приводило к частым столкновениям бояр с князьями. Можно выделить разные варианты взаимоотношений бояр и князя в этих землях.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

Владимиро-Суздальская земля осваивалась в числе последних и самого начала там существовала сильная княжеская власть и княжеский домен. Мощное боярство было только в Суздале и в Ростове, поэтому Андрей Боголюбский (1157-1174) перенес столицу этой земли из Ростова во Владимир-на-Клязьме, что обеспечило ему автономию от бояр. Он объединил Ростовскую и Суздальские земли во Владимиро-Суздальскую. Он активно воевал с Волжской булгарией и с Киевом. Впоследствии стал великим князям не живя в Киеве. Андрей пытался перевести митрополичью кафедру во Владимир, но патриарх ему в этом отказал. Все-таки епископию было разрешено перенести из Ростова во Владимир. Для большего авторитета княжеской власти культ софии Киевской сменился культом богородицы. Андрей Боголюбский был очень самостоятельным политиком и поэтому настроил против себя дворянство. Был убит в результате заговора.

Далее к власти пришел его брат Всеволод Юрьевич (Большое гнездо 1177-1212). Его поддерживали города и дружина, которая помогала ему справится с боярством. Мятежных бояр он заключал в тюрьму, а их земли конфисковал. Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод стал оказывать все большое влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию рязанское княжество. Он успешно противоборствовал Волжской Булгарии. Он завещал престол своему старшему сыну Константину, но он отказался и тогда к власти пришел второй по старшенству сын Всеволода - Юрий. Но при нём Владимиро-Суздальская земля распалась на ряд уделов.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ

Удобное географическое положение Галицко-Волынской земли способствовало развитию торговли и хозяйства. Крупные города этой земли — Галич и Владимир Волынский. Тут существовало мощное боярское землевладение, а следовательно слабая княжеская власть. В городе Галиче княжили потомки Ярослава Мудрого, а во Владимире-Волынском — мономаховичи. И эти две династии находились в постоянном противоборстве. Бояре поддерживали эту борьбу, но обе династии боролись с боярским сепаратизмом. Галицкое княжество рацветает при Ярославе Осмысле. Его смерть порождает новые смуты, которые прекращаются только после смерти его сына Владимира. Роман Мстиславович Волынский объединяет эти две земли воедино. Смерть каждого князя в Галицко-Волынской земле влекла за собой установления боярского правления.

НОВГОРОДСКО-ФЕОДАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА

Самой большой территорией Руси была в то время Новгородско-феодальная республика. В борьбе севера и юга за объединение Руси победил Новгород, но центром был Киев. Новгород на Руси был вторым городом после столицы, но всегда претендовал на роль первого. Киевские князья всегда посылали туда своих старших сыновей. В Новгороде не было княжеской династии, князья здесь были временными людьми.

В Новгородском княжестве были неплодородные земли, но были обильные лесные массивы с пушным зверем и диким медом, льном. С самого начала город развивался и рос как торговый центр. В связи с этим развивались ремелса, производились товары для обмена. Новгородская республика была центром ганзийского торгового союза. Купцы организовывали экспедиции в результате которых присоединились новые промышленных земли. Во всех экономических аспектах жизни новгородской республике сплетались интересы боярства и купечества.

Новгородская земля находилась на достаточно высоком уровне развития. Повсеместно была распространена грамотность. Города имели красивый внешний вид.

Особенности же политического устройства состояли в том, что князья приглашались на престол. Даже его резиденция находилась вне города. Он выполнял функции военно-начальника и договорного представителя в дипломатических переговоров с другими княжествами. В Новгородской феодальной республике сохранились родоплеменные обычаи. Высший орган — Вече (собрание владельцов городских усадеб, приблизительно 500 человек). Оно избирало посадника из числа дворян, который заключал договор с князем. Также на вече избирался тысяцкий, который контролировал торговлю и суд. Новгород не претендовал на роль центра объединения ввиду слабой княжеской власти.

Вопрос 23.

Монгольское нашествие на Русь в 13 веке. Борьба русского народа против завоевателей и её историческое значение. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков. Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи. Монголы осадили Рязань и направили послов, которые потребовали покорности и одну десятую часть “во всем”. Последовал мужественный ответ рязанцев: “Если нас всех не будет, то все ваше будет”. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. На шестой день осады город был взят, княжеская семья и оставшиеся в живых жители перебиты. На старом месте Рязань больше не возродилась (современная Рязань – это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский). Завоевание Северо-Восточной Руси. В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной Руси.Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы, руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была сожжена, а ее жители перебиты.4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир. Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.Кроме Владимира, в феврале 1238 года были взяты Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, а также новгородские пригороды Вологда и Волок Ламский.Подводя итог поражению Юрия и разорению Владимиро-Суздальского княжества, первый русский историк Татищев В. Н. говорит о том, что потери монгольских войск во много раз превосходили потери русских, но монголы восполняли свои потери за счёт пленных (пленные закрывали погибель их), которых на тот момент оказалось больше, чем самих монголов. После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить (правый приток реки Молота), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.Монгольские орды двинулись на северо-запад Руси. Всюду они встречали упорное сопротивление русских. Две недели, например, оборонялся далекий пригород Новгорода – Торжок. Две недели стояли враги под городом, пока после применения стенобитных машин и начавшегося в Торжке голода ("изнемогоша люди в городе", а из Новгорода "не бысть им помощи") им удалось 5 марта взять город. "И иссекоша вся от мужески полу и до женьска". Северо-Западная Русь была спасена от разгрома, хотя и платила дань.Дойдя до каменного Игнач-креста – древнего знака-указателя на Валдайском водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи, чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер “облавы”. Разделившись на отдельные отряды, захватчики “прочесывали” русские города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены. Наибольшее сопротивление монголам оказал в период “облавы” Козельск, державшийся семь недель. Жители города приняли решение защищать себя и юного князя до конца, не страшась смерти. Они совершали вылазки против врага и, напав на вражеские полки, убили, по словам летописи, 4000 неприятелей, уничтожили осадные машины, но сами погибли. Батый, взяв город, приказал убить всех жителей, включая маленьких детей. Среди них, видимо, погиб и малолетний князь Василий. Монголы назвали Козельск “злым городом”.Ярослав Всеволодович наследовал Владимир за братом Юрием, а Киев занял Михаил Черниговский, сконцентрировав в своих руках таким образом Галицкое княжество, Киевское княжество и Черниговское княжество. В 1239 году монголы вторгались только в пограничные русские княжества, в ходе подавления восстаний в Поволжье и половецких степях. Русская летопись, заканчивая повествование о монгольском походе в Северо-Восточную Русь, говорит о том, что с 1 марта 1238 года по 1 марта 1239 было мирно.Однако зимой 1238/39 г., согласно Тверской летописи, состоялся монгольский поход в Волго-Окский регион. Вероятно в этом случае целью монголов были земли эрзи, чей князь отказался покориться монголам ещё в 1236 г. Тогда же монголы разграбили и соседние с мордвой русские земли: Муром, Городец, Нижний Новгород и Гороховец. 3 марта 1239 года один из монгольских отрядов разорил Переяславль Южный. При этом соборная церковь св. Михаила была разрушена, а епископ Симеон — убит.После осады, 18 октября 1239 года монголами был взят Чернигов (войско под руководством князя Мстислава Глебовича неудачно пыталось помочь городу). После падения Чернигова монголы занялись грабежом и разорением вдоль Десны и Сейма. С этими событиями одна из версий связывает гибель четверых младших братьев Мстислава Глебовича. Военные действия против Даниила Галицкого (1240) Батый принял решение отослать домой Мунке, Гуюка и Бури, отношения с которыми у него не сложились. Оставшиеся войска провели перегруппировку, вторично пополнившись за счёт половцев и поволжских народов.Следующей целью монголов стали русские земли на правом берегу Днепра. К 1240 г. большая их часть (Галицкое, Волынское, Киевское княжества) была объединена под властью сыновей волынского князя Романа Мстиславовича: Даниила и Василька.Первым пунктом на пути Батыя был Киев. Ещё осенью 1239 г., во время покорения Черниговского княжества, к Днепру напротив Киева подходил Мунке. Контролировавший в то время город черниговский князь Михаил Всеволодович ответил тогда отказом на мирные предложения монголов.Новая попытка овладеть Киевом была предпринята монголами почти год спустя, осенью 1240 г. Батый снова собрал в кулак бывшие в его распоряжении войска. Своё наступление монголы начали с покорения Поросья — области зависимых от киевских князей Чёрных Клобуков. После Поросья монгольские войска осадили Киев.Девятидневная оборона города не спасла его от захвата.Русский народ вел самоотверженную борьбу, но разобщенность и несогласованность действий сделали ее безуспешной. Эти события привели к установлению на Руси монголо-татарского ига.Относительно сроков и продолжительности осады Киева в источниках есть противоречие. Главный источник по событиям осады — Ипатьевская летопись — не содержит никаких дат. Лаврентьевская летопись под 1240 г. сообщает, что Киев был взят монголами 6 декабря. Отдать предпочтение любой из этих дат — сложно. Можно лишь отметить, что едва ли ослабленный усобицами, оставшийся без князя город мог продержаться особенно долго. Падение Киева стало знаковым событием — среди правящих кругов Галича и Волыни началась паника. Сидевший в Луцке Михаил Всеволодович снова бежал со своим сыном в Польшу. Туда же бежала супруга князя Даниила и его брат Василько. Правители Болоховской земли изъявили завоевателям покорность.Владевший в это время Киевом Даниил находился в Венгрии, пытаясь — как и Михаил Всеволодович годом раньше — заключить династический брак с королём Венгрии Белой IV, и также безуспешно. Обороной «матери городов русских» руководил тысяцкий Дмитр. Дмитр попал в плен. Были взяты Ладыжин и Каменец. Кременец монголам взять не удалось. Взятие Владимира-Волынского ознаменовалось важным событием во внутримонгольской политике — от Батыя в Монголию ушли Гуюк и Мунке. Уход туменов самых влиятельных (после Батыя) чингизидов, несомненно, уменьшил силы монгольской армии. В связи с этим исследователи считают, что дальнейшее движение на запад было предпринято Батыем по собственной инициативе.

Историческое значение. В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.На несколько десятков лет в русских городах практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя. Историки военного дела к тому же отмечают тот факт, что процесс дифференциации функций между формированиями стрелков и отрядами тяжёлой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, на Руси сразу же после нашествия оборвался: произошла унификация этих функций в лице одного и того же воина-феодала, вынужденного и стрелять из лука, и биться копьём и мечом. Таким образом, русское войско, даже в своей отборной, чисто феодальной по составу части (княжеские дружины), было отброшено назад на пару веков. Последствия нашествия были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население страны. Множество людей было убито, не меньше было уведено в рабство. Многие города уничтожены. Например, столицей Рязанского княжества теперь оказался город Переяславль Рязанский (с конца XVIII в. Рязань). Разрушенную Рязань не удалось восстановить. Ныне на ее месте поросшее кустарником городище, где были проведены чрезвычайно интересные раскопки, и село Старая Рязань. Запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Археологами неподалеку от Бердичева обнаружено так называемое Райковецкое городище: город, полностью уничтоженный во время Батыева нашествия. Там одновременно погибли все жители. Жизнь на месте этого города более не возродилась. По подсчетам археологов, из известных по раскопкам 74 городов Руси XII - XIII вв. 49 были разорены Батыем, причем в 14 жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села.Разные категории населения несли потери в разной степени. Видимо, крестьянское население пострадало меньше: в некоторые находившиеся в густых лесах села и деревни неприятель мог даже и не попасть. Горожане гибли чаще: захватчики сжигали города, убивали многих жителей, уводили их в рабство. Много погибло князей и дружинников - профессиональных воинов. Смерть многих дружинников привела, судя по всему, к замедлению темпов социального развития. Как уже отмечалось выше, в Северо-Восточной Руси во второй половине XII в. только начали возникать боярские села. Физическое истребление профессиональных воинов-феодалов привело к тому, что этот процесс остановился, и светское феодальное землевладение начало возникать заново уже после нашествия. Пострадали международные торговые связи Руси. Были перерезаны важнейшие торговые пути, экономический упадок испытали многие страны, бывшие постоянными торговыми партнерами Руси (например, Средняя Азия). Нашествие также привело к гибели многих культурных ценностей. При сожжении городов, главных культурных центров, оказались уничтоженными многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения искусства. Своей трагической борьбой и подвигом Русь спасла Западную Европу от погрома, который испытала сама. Приняв на себя главный удар кочевого мира, она обеспечила благоприятные условия для развития европейской цивилизации. Запад же отплатил ей тем, что послал своих завоевателей к ее рубежам.

Вопрос 27.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2805 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...