Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Заметное место в философском иррационализме ХХ века занял психоанализ. Основы этого течения были заложены австрийским врачом - психиатром З. Фрейдом (1856-1939). Основные идеи психоанализа Фрейд изложил в работах "По ту сторону принципа удовольствия", "Я и Оно", "Психология бессознательного", "Неудовлетворённость в культуре". Основным понятием в учении Фрейда является бессознательное. Фрейд полагал, что бессознательное - это главное в психике человека, определяет все его поступки и действия. Как Фрейд понимал бессознательное?
Бессознательное - это совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании человека. Бессознательное - это та часть психики, где сосредоточены первичные влечения и желания человека, которые имеют природное происхождение.
Понимание первичных влечений изменялось на разных этапах творчества Фрейда. В конечном счёте он выдвинул гипотезу о том, что среди влечений доминирующую роль играют "инстинкт жизни" (Эрос) и "инстинкт смерти" (Танатос). Для обозначения первичных влечений Фрейд использует термин "либидо".
Исследуя структуру психики человека, Фрейд выделяет в ней три слоя, инстанции. Во-первых, это само бессознательное или Оно. Во-вторых, это разумное Я, или собственно сознание - разум, память, мышление и иные процессы, ориентированные на рациональное отражение окружающего мира.
Наше "Я", стремящееся выжить в природном и социальном мире, всё время сталкивается с безрассудной силой "Оно". Если "Я" руководствуется принципом реальности, то "Оно" целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между "Я" и "Оно". В лобовом столкновении победить "Оно" невозможно, поскольку в нём сосредоточена вся психическая энергия человека. Поэтому из "Я" вычленяется третья система - " Сверх - Я ", где аккумулированы привитые культурой моральные нормы. "Сверх - Я" осуществляет цензуру желаний бессознательного. Оно соотносит, сообразует эти желания с реальностью внешнего мира, требованиями и нормами культуры.
Далее Фрейд показывает динамику, функционирование психики.
Инстинктивные импульсы, прошедшие цензуру "Сверх - Я", реализуются в действии. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания (асоциальные, эгоистичные, агрессивные) обратно вытесняются в сферу бессознательного. Некоторые нереализованные, неудовлетворённые инстинкты воплощаются (сублимируются) в позитивные формы деятельности, такие, как наука, искусство, спорт. Понятие сублимации занимает важное место в учении Фрейда.
Сублимация - это использование энергии бессознательного не по прямому биологическому назначению (для удовольствия или продолжения рода), а в целях культурного творчества.
Если имеет место сублимация, то примитивные влечения обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу. Таким образом, вся культура основана на внешнем или внутреннем подавлении желаний бессознательного и существует за счёт энергии либидо.
Следует подчеркнуть, что у Фрейда термин "культура" в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию "общество". В наиболее развёрнутом определении культуры Фрейд указывает, что она охватывает все приобретённые людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей. И в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределение добываемых благ.
Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавиться от неё). С другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. Подавление природных желаний приводит к неврозам, то есть болезненным состояниям индивида и даже всего общества. В работе "Неудовлетворённость в культуре" Фрейд приходит к выводу о том, что существует постоянное противоречие, антагонизм природного и культурного начала в человеке, что культурный прогресс приводит к ограничению природных желаний, к уменьшению человеческого счастья.
ТМОК. Перечислите требования к организации проверки знаний учащихся. В соответствии с требованиями составьте вопросы и задания для устной и письменной проверки знаний на комбинированном уроке по теме «Культура России второй половины XIX века». • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
• всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
• объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
• дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
• единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе
Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:организация учащихся к занятиям;повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;работа по осмыслению и усвоению нового материала;работа по закреплению изложенного материала;работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;выдача домашнего задания.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!