Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.
Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой) социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности.
Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:
1) традиционализм, т.е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.
Основные понятия древнеиндийской этической традиции:
· брáхман – духовное первоначало мира;
· майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;
· сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;
· карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;
· нирвана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 486 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!