Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественные средства живописи



Это художественные средства живописи: цвет; рисунок; композиция; а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков. Построение объема и пространства в живописи связано: с линейной и воздушной перспективой; со светотеневой моделировкой; с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели).

Цвет в пластических искусствах, отражая цветовое богатство действительности, имеет особые возможности и особые функции, вытекающие из природы искусства. Каждое конкретное художественное произведение по-своему использует потребность человеческого глаза и сознания в красоте и гармонии цвета, его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать его, внушать ему то или иное настроение. В течение тысячелетий развития искусств образовались сложные ассоциации, связанные с цветом, символические смысловые значения цвета. Все это делает цвет наиболее непосредственным, сравнимым с музыкой, средством общения и внушения, способом передачи представлений, эмоций, оценок, ощущений красоты, гармонии, идеала.

Изобразительная функция цвета в искусстве опирается на богатство цвета в природе, но следует своей собственной системе, неизбежно более ограниченной в своих возможностях, поскольку краски, используемые художником, значительно ниже естественного цвета по диапазону светосилы, по многообразию оттенков, по интенсивности и яркости тонов. Искусство возмещает эту ограниченность, организуя свою цветовую систему — колорит, отбирая соответственно ей тона и оттенки, составляющие красочную гамму, пропорционально варьируя краски по светосиле, яркости, насыщенности (т.е. по количеству пигмента в единице связующего вещества), используя отношения, градации, переходы тонов и оттенков, цветовые контрасты, основные цвета и дополнительные цвета, смешение красок на палитре и оптическое смешение их на холсте и т.д.

Живопись является главной областью, где разработаны основные принципы цветоведения, взаимосвязи между цветом, формой и светотенью, освещенностью и тенями, системы применения и трактовки цвета. В истории живописи сложились несколько таких систем. Одна из них основана на предметном локальном цвете, на расцветке каждого предмета в соответствии с его окраской в натуре или с символическим значением предмета. При этом цвета сопоставляются друг с другом, образуя выразительные сочетания. Другая система базируется на создании колористической аналогии реальной окраске предмета и цветам окружающей среды: наложение краски на краску, просвечивание их, система тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов, рефлексов, валёров позволили определить моделировку формы и ее положение в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на предмет света, атмосферы и их изменений.

В развитии живописи XIX-XX в. можно наблюдать исчезновение локального и неизменного цвета, победу динамичного, изменчивого цвета, раздробленного на основные тона спектра, а затем переход к условному цвету, к его метафорическому значению, к цветовой экспрессии, выражающей субъективный мир художника, и, наконец, к цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастов теплых и холодных тонов и других средств, выработанных в ходе истории развития живописи.

Поверхность красочного слоя произведения живописи, т.е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками; рядом положенные мазки разных цветов могут на определенном расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего - прямоугольный, реже - круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении.

Билет №15 (1)





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...