Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства



Время с начала XII до конца XV в. называют удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось 15 княжеств и земель, к началу XIII в. – около 50, в XIV в. – 250. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины, которые, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер, стремились удовлетворять свои потребности за счет внутренних ресурсов. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра. Главной силой разъединительного процесса выступало боярство. Опираясь на ее экономическую мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Но единые религия, язык, церковная организация, правовые нормы «Русской правды» удерживали русские земли от полной раздробленности. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами.

Рассмотрим историю наиболее крупных земель. В конце XII в. – начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной и Западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси – Галицко-Волынское; для Северо-Западной Руси – Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей.

Владимиро-Суздальское княжество, правители которого носили титул великих князей, располагалось в междуречье Оки и Волги. Территория была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами – лесами, реками. Ее называли Залесским краем. Экономическому подъему Северо-Восточной Руси способствовал постоянный приток людей, уходивших с земель, подвергавшихся набегам кочевников. По территории княжества проходил выгодный Волжский торговый путь, через который можно было поддерживать связи со странами Востока, через системы больших и малых рек пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы.

Княживший в Суздале сын Владимира Мономаха Юрий (1125-1157гг.), получивший прозвище «Долгорукий» за стремление расширить свою территорию, вел широкое строительство укрепленных городов на границах княжества. В 1147г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки. В последствии Юрий Долгорукий захватил Киев и стал Великим князем Киевским.

Развитие Северо-Восточной Руси больше связано с именем сына Юрия – Андрея, получившего прозвище «Боголюбский», за заботу о православной церкви. Он обустроил город Владимир, возвел в нем величественный Успенский собор. В его политике находила отражение тенденция к объединению всех русских земель под властью одного князя. Политику Андрея продолжил его сводный брат – Всеволод Большое Гнездо (1176-1212гг.). Он основал Нижний Новгород и установил контроль над Великим Новгородом. Процесс дальнейшего подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.

Галицко-Волынское княжество было центром Юго-западной Руси. Его территория – от склонов Карпат и между реками Днест и Прут. Расцвет этого княжества был при Романе Мстиславовиче (1170-1205гг.), который захватил Киев и образовал одно из крупнейших государств Европы. Он успешно воевал с польскими феодалами, половцами, вел борьбу за главенство над русскими землями. Его сын Даниил (1221-1264гг.) сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю. Но княжество подверглось разорению монгольским нашествием, а в XIV в. оказалось в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

В Новгородской земле сложился в XII в. особый политический строй, отличный от других русских княжеств, в форме феодальной республики. Высшим органом власти было вече – собрание мужского населения. Собираться на него имели право все свободные граждане от бояр до «черных людей». Все вопросы решались большинством голосов. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Главными представительными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий.

Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Он был главой правительства, имел право судить и управлять. Вел переговоры с зарубежными государствами.

Тысяцкий избирался из небоярского населения. Он ведал городским ополчением, судом по торговым делам, сбором налогов.

Главой новгородской церкви был епископ (впоследствии архиепископ), которого выбирало вече. Владыка распоряжался казной. Даже имел свой полк. Однако в действительности вся реальная полнота власти в Новгороде находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Они умело направляли активность простых горожан в борьбе с княжеской властью, противостоянии другим русским землям.

С XII в. славянские земли от Одера и Балтийского Поморья начали подвергаться захватническим походам со стороны германских завоевателей, руководствующихся доктриной «Grang nach Osten» (натиск на Восток). Немецкие рыцари, объединенные в Орден меченосцев, а затем в Тевтонский и Ливонский ордена, с благословения римского папы, вели захватническую политику во время средневековых крестовых походов. Местное население насильственно подвергалось обращению в католичество.

В 1240г. тяжелым положением Руси пытались воспользоваться шведские феодалы. Они пытались отсечь от Руси выходы к Балтийскому морю. Молодой новгородский князь Александр Ярославич разгромил военный лагерь шведов. За победу на Неве русский народ прозвал его Невским. В 1242г. Александр Невский во главе русских полков одержал исторически важную победу на льду Чудского озера над рыцарями Ливонского ордена. Этим была пресечена политика подчинения Северо-Восточной Руси западным завоевателям, ликвидации русской православной духовности.

В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось Монгольское государство – по названию одного из кочевых племен. Главным занятием монголов было экстенсивное кочевое животноводство.

Вождем монгольских племен стал Чингисхан – «великий хан» (1206-1227гг.), избранный Хуралом из нойонов (князей, знати). Имевшие хорошо организованное войско из конницы, способной за сутки проходить до 80 километров, а с обозом – до 10 километров, монголы разгромили Китай, завоевали Среднюю Азию, вторглись в Иран и Закавказье.

В мае 1223г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Так началось завоевание Руси войсками хана Батыя, основавшего государство Золотая Орда на обширной территории от Дуная до Иртыша. Оказавшись в окружении тюрко-язычного населения, монголы переняли тюркский язык, постепенно ассимилировались. Образовался новый народ – татары. На Руси стало устанавливаться Золотоордынское иго.

Духовный религиозный фактор имеет большое значение в формировании и развитии любого народа. Первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество, которое перешло от монголов – кочевников. Но задачи укрепления общественной жизни, государственности требовали духовной опоры на сложившуюся религиозную систему. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342гг.). В эту эпоху (1312г.) государственной религией Золотой Орды стал ислам.

К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским, которое основал князь Миндовг, объединив литовские племена Прибалтики в 1219г. в единое ранне-феодальное государство. В его состав входили земли в бассейне реки Неман, так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домонгольской Руси, стала обособляться белорусская народность. Галицкое княжество вошло в состав Польши. В XIV в. многие земли западной Руси в связи с усилением Литовского государства вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1385г. Польша и Литва объединились в одно государство (Кревская уния). Но при князе Витовте (1392-1430гг.) было восстановлено Литовское государство. В 1410г. объединенные полки литовцев, поляков, русских в Грюнвальдской битве разгромили армию немецких рыцарей Тевтонского ордена. Это свидетельствовало о том, что славянские и прибалтийские народы могли совместно противостоять территориальным притязаниям западноевропейских государств.

Апогей раздробленности северо-восточной Руси приходится на рубеж XIII-XIV вв. Тогда на землях Владимиро-Суздальского княжества сложилось 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Ярославское, Тверское, Московское и др.). Удельные князья вступили в борьбу за Великое княжение Владимирское, которое правители Золотой Орды считали главой Северо-восточной Руси. На лидерство, прежде всего, претендовали Тверь и Москва.

Каковы были причины возвышения Москвы? Многие историки относят к ним выгодное географическое положение, развитие земледелия, ремесел, торговли. Историки Православной церкви говорят, что эти причины приложимы и к другим городам Северной Руси. Они считают, что начало будущему величию Москвы положил митрополит, перенеся туда первосвятительный престол из Владимира. Его привлекал своим миролюбием, набожностью, щедростью к бедным Московский князь Иван Калита (1328-1340гг.), («калита» - кошель для подаяния милостыни). Превращение Москвы в центр русской православной церкви определило ее судьбу. Москва бурно развивалась и благодаря разумной, осторожной политике по отношению к золотоордынским ханам Ивана Калиты. После Куликовской битвы (1380г.) Московский князь Дмитрий Донской стал носить титул «великого князя».

Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси

В IX – XII веках приоритетными направлениями внешней политики русского государства, если такой термин, как внешняя политика, вообще применим к рассматриваемому периоду, были Византия и кочевые племена низовьев Днепра и Дона. Вообще первые правители русских земель избирали южное направление – захват Смоленска и Киева Олегом, его же походы по великому пути из варяг в греки в Византию (907 и 911, по другим данным, 912), постоянные стычки с кочевниками – хазарами, половцами, позднее – печенегами. Отношения же с Византией требуют отдельного рассмотрения.

Первые набеги на Византию варяжских князей из Киева летописи датируют 860 годом, то есть за два года до начала княжения Рюрика и его братьев, Синеуса и Трувора. Эти набеги порядком тревожили Константинополь, так как грозная слава викингов уже катилась по Европе. Затем варяжские князья русских земель появляются в поле зрения византийских летописцев в 907 году, во время победоносного похода Олега на Царьград (Константинополь), породившего массу легенд и сказаний в русской земле. Договор, крайне выгодный для Руси, был подтверждён Олегом же пять лет спустя новым походом через Чёрное море. Походы Игоря на Византию не были такими же удачными, как кампании Олега, и договор Игоря 945 года существенно умалял те льготы, которые были добыты оружием дружины Олега для русских торговцев (например, свободная торговля в Константинополе, льготы при уплате пошлин, и т.д.) Однако поход Игоря примечателен тем, что в союзе с киевской дружиной выступили кочевые печенеги, первое нападение которых на Русь было зафиксировано незадолго перед этим. Следующей важной вехой во взаимоотношениях Киевской Руси и Византийской Империи считается поездка княгини Ольги в Царьград в 957 или, по другим источникам, в 958 году. Там, по легенде, произошло крещение Ольги, хотя в настоящее время укрепилось мнение, что Ольга крестилась около 955 года в Русской земле. Русские легенды приписывали этой поездке огромное значение в истории обеих стран, тогда как Константин Багрянородный, император Византии, упоминая о русской княгине, использует самые обыкновенные выражения и, тем более, не выражает намерения жениться на Ольге, как о том повествует летопись.

Сын и наследник Ольги, Святослав Игоревич, в начале своей боевой деятельности больше внимания уделял восточному направлению, в частности, Хазарскому каганату. Стратегия нападения на народы многонационального Хазарского государства прекрасно себя оправдала: поход против вятичей, затем – собственно на хазар, сопровождавшийся взятием крупных городов – Саркела и Итиля; во время этого же похода дружина Святослава одержала победу над кубанскими кочевниками, в том числе черкесами и захватила т.н. Тмутаракань (в настоящее время Тамань); спустя некоторое время последовал Волжский поход Святослава против камских (волжских) болгар. Таким образом Хазарский каганат был полностью обезврежен (965), однако положительным фактором для Руси это считать нельзя, т.к. ослабление относительно миролюбивых хазар отдавало во владение кочевых куда более воинственных печенегов южнорусские степи, что существенно уменьшало обороноспособность Киева.

Вообще же о взаимоотношениях Руси с кочевниками известно сравнительно мало – в основном даты войн и набегов и редкие союзные договоры против греков. Это связано с тем, что древних летописцев в основном интересовали только из ряда вон выходящие события, каковыми и являлись военные кампании. О быте кочевников в южнорусских степях например, русские летописи не говорят ничего, отрывочные сведения можно почерпнуть из византийских анналов и сочинений византийского императора Константина Багрянородного (середина X века). О таких же соседях Руси, как угро-самодийские племена, предки современных венгров, которые, как считают некоторые историки (Л. Н. Гумилёв и др.) до укрепления Руси при Святославе в 950-х годах были весьма грозной силой.

Вслед за победой над Хазарским каганатом Святослав в 967 году в союзе с греками отправился в свой последний из крупных успешных военных походов – в Дунайскую Болгарию. Однако грекам был крайне невыгоден русский князь на берегах Дуная, и, после отказа Святослава добровольно покинуть Переяславец-на-Дунае, войска византийского императора Иоанна Цимисхия нанесли сокрушительное поражение дружине Святослава в битвах у Большого Преслава и Доростола в 971 году, после чего он был вынужден отправиться на родину, в Киев, но по пути туда его дружина была перехвачена печенегами, и Святослав был убит. [972]. Русские войска возвратились на Дунай лишь 800 лет спустя, в ходе русско-турецких войн XVIII века.

Ненадёжность южных границ и слабая обороноспособность Киева, о которой уже было сказано, вынудили Владимира Святославича и его наследников укреплять южные рубежи государства. Так, при Владимире Святом была построена первая в истории России так называемая "засечная черта", то есть оборонительный рубеж из системы крепостей по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Сулё, Стугнё. Впоследствии на этой системе основывались другие оборонительные рубежи для защиты южнорусских городов от степняков-кочевников. Также важной инициативой Владимира Святого было привлечение племён с северных русских земель на борьбу с южными народами.

Кроме того, южные походы Владимира Святого в Крым и на Кубань вызвали столкновение русских дружин с греческими колониями. Взятие Херсонеса Владимиром повлекло за собой женитьбу его на греческой принцессе Анне, и, видимо, заимствование у греков христианства и крещение Руси, начавшееся, как известно, в 988 году.

Общеизвестный неуживчивый нрав киевского князя Святополка Окаянного, благодаря которому в 1015 году он был изгнан, зафиксирован в чешских летописных сводах, куда Святополк бежал и безуспешно пытался найти сторонников в борьбе за возвращение престола и где погиб в 1019 году.

В X веке Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Занимая огромную по тем временам территорию – от Крыма и Тамани до верховьев Северной Двины и Ладоги и от Днестра до Поволжья, русское государство стало самым крупным территориальным образованием средневековой Европы. Для западноевропейских монархических домов стало выгодно иметь дело с Киевом, с этого периода до нас дошли торговые договоры русских не только с Византией, отношения с которой начали обостряться ещё при Святославе, но и с Венгрией, Францией и нек. др. Заключаются и брачные договоры с правящими домами той же Франции, Польши, Норвегии. К примеру, Святополк Окаянный был женат на дочери польского короля Болеслава I, Ярослав Мудрый – на принцессе Ингегерде (в крещении – Ирине) из шведского королевского дома, дочери его – Анна и Елизавета – стали жёнами соответственно Генриха I Французского и Гаральда Норвежского. Анастасия Ярославовна вышла замуж за короля венгерского. Стабильность западных рубежей позволяло киевским князьям все силы отдавать активной и успешной борьбе с кочевниками и Византией на Черноморском и Азовском побережьях. Так, после поражения в 1034 году печенежской орды от отрядов Ярослава Мудрого эти кочевники больше уже не появлялись под стенами Киева. Вскоре Ярослав предпринял поход на Византию (1043), который не был удачным и повлёк за собой войну с греками (1043-1046), ставшую последним военным столкновением Киевской Руси и Византийской империи. После этого русско-византийские отношения перешли в ранг культурного сотрудничества. Из Византии на Русь пришла письменность и вера. Это было вызвано не столько желанием русских обратиться в христианство или же константинопольского патриарха приобрести новообращённых, сколько стремлением патриархата направить куда-нибудь излишки клерикального населения, бывшие весьма многочисленными: шесть тысяч епископов, десять тысяч монахов и прочая братия являлись настоящей язвой для страны. По этой причине, а также вследствие неграмотности местного населения первые епископы, священники, монахи на Руси были из греков. Новая церковь была объявлена частью константинопольского патриархата, причём в списке митрополий Киев первоначально занимал предпоследнее по значимости место. Вообще, за всё время существования великого Киевского княжения на митрополичьем престоле лишь два раза были русские епископы – Илларион при Ярославе Мудром, рукоположен в 1051 году, и Климент, при Изяславе, рукоположен в 1148 году вместо поссорившегося с великим князем епископа Михаила, грека по происхождению.

Крупномасштабные культурные заимствования проявились в церковном зодчестве и иконописи. Например, Софийский собор в Киеве внутренним своим убранством повторял лучшие византийские традиции храма "во славу бога и его святых, благословляющих власть государя и его вельмож." Во многом и система управления была заимствована из Византии, т.к. до X века устройство княжеского двора было ближе к скандинавским (варяжским) традициям, а благодаря грекам с Руси начинает исчезать полу спартанский образ жизни княжеского двора, появляется не только византийская роскошь, но и византийская бюрократия.

Сыновья Ярослава по-другому проявили себя во внешней политике. Вследствие раздела русских земель они были вынуждены искать помощи против родных братьев за границей (так, Изяслав Ярославович добрался в своих хождениях до Рима и был принят папой Григорием VII, что, однако, не принесло ожидавшихся результатов для киевского князя). После этого открытая борьба князей между собой за Киевское великое княжение ввергли Русь в период раздробленности, и внешнеполитическая деятельность была забыта. Русским князьям оставалось лишь обороняться от каракалпаков и печенегов, и в течение более полувека, с 1061 года по 1113 год набеги кочевников на южные рубежи Киевской Руси были регулярными и разрушительными. В 1068 году дружина князя Святослава Ярославича и его брата Всеволода была повержена половцами в сражении на реке Альте. Первая попытка организованного выступления всех князей против кочевников по инициативе Владимира Всеволодовича (Мономаха), который с 1093 года вёл самостоятельную борьбу с половцами, была предпринята на Долобском съезде 1102 года, после чего состоялся крупный поход против половцев, которым было нанесено серьёзное поражение. Затем, при Владимире "Мономахе" (греч. – "Единоборец") (1113-1125), против половцев велась постоянная организованная регулярная оборона, однако после этого вплоть до разгрома половцев татаро-монголами в 1210 году кочевые набеги на Русь приносили едва ли не большее разорение, нежели татаро – монгольское иго, установившееся в XIII веке. Попытки отражения и усмирения половцев после Владимира Мономаха не приносили необходимых результатов, иллюстрацией тому может служить печально известный поход Игоря и Всеволода Святославичей на половцев в 1185 или 1187 году, история которого подробно изложена в "Слове о полку Игореве". Оба князя были пленены, однако этот пример вовсе не вдохновил русских князей сообща бороться против кочевых племён. Более того, в начале XIII века Переяславское княжество было практически занято половцами, которые уже не просто грабили его, а свободно перемещались по его территории.

Особое место в истории Руси в этот период занимает Новгород, бывший крупным торговым и высокоразвитым ремесленным центром. Новгородские мореплаватели выходили в Балтийское и Северное моря. Договоры XII – XIII веков новгородских торговых людей с ганзейскими и фландрийскими купцами сохранились и до настоящего времени. Из этих договоров известно, что новгородские товары, такие, как меха, кожи, моржовый клык, пенька, ворвань, воск и т.д. пользовались спросом в Северной и Западной Европе. В Новгород также поставлялось большое количество товаров (сукно, металлы, драгоценности, вина, оружие и т.д.) Подтверждением тому служит тот факт, что при раскопках в Новгороде находили немалое количество разнообразных предметов западноевропейского происхождения. При этом Новгородская территория постоянно расширялась на север и восток, новгородцы основывали свои поселения в бассейне Северной Двины, на берегах Белого моря и т.д. В зависимость от Новгорода попадали местные малые народцы и племена, не имевшие собственного государственного устройства и промышлявшие охотой и рыболовством. Кроме того, с XII века новгородцы вели борьбу со шведами в связи со скандинавской агрессией в отношении финнов, которые в те времена платили дань Новгородской земле.

Начавшаяся феодальная раздробленность породила множество мелких княжеств, некоторые из которых (Галицкое, Владимиро-суздальское) впоследствии стали мощными образованиями. Галицкое княжество с 1139 года активно вмешивалось в междоусобицы не только в России, но и в Польше и Венгрии. Из договоров этого княжества известен мир Владимирка Галицкого с венгерским королём Гезой, датируемый 1152 годом и венчающий собой военное противостояние Галицкого княжества и Венгерского королевства.

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология

Средневековая цивилизация - процесс прогрессивного развития человеческого общества в период от гибели античной цивилизации до появления прединдустриальной цивилизации.

Средневековая цивилизация развивалась в двух вариантах: первый это средневековая цивилизация запада или западноевропейская цивилизация; второй это средневековые цивилизации востока, среди них: конфуцианская цивилизация
(в Китае); цивилизации Японии; индийская цивилизация и исламская цивилизация. Пограничное положение между востоком и западом занимает византийская цивилизация. Надо отметить, что единой периодизации для всех средневековых цивилизаций пока нет. Западноевропейская средневековая цивилизация проходит в 3 этапа: первый период раннего средневековья (5-11 век); второй период разам юг о феодализма (11-15 век); третий период позднего феодализма и начало нового раннего времени (16-17 века).

Приведенная выше хронология разработана и соответствует в основном западноевропейской цивилизации. В странах востока средневековые цивилиэационные процессы начинались гораздо раньше, но и заканчивались гораздо позже. Для востока раннее средневековье 2-9 века. Опять же это усредненные условные ориентиры. Классическое средневековье на востоке 10-16 века.

Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594), Рауля Глабера (985 – ок. 1047), Михаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства».

На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2488 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...