Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Театр, опалённый войной



Всё меньше остаётся людей, помнящих прекрасное здание Севастопольского драматического театра имени А.В. Луначарского довоенного времени, любимых актёров, режиссёров, художников, постановки спектаклей…. Тогда театр назывался «Ренессанс» и находился на проспекте Нахимова. В 1920 году он получил своё современное имя.

Последние премьеры сезона 1940/1941 годов «Кровавая шутка» Шолом Алейхема в постановке Александра Николаевича Брянского и «Хозяйка гостиницы» Карла Гольдони в постановке Бориса Александровича Бертельса прошли успешно. Газета «Маяк Коммуны» (так в довоенное время называлась «Слава Севастополя») за 19 июня 1941 года была посвящена закрытию сезона. Главный режиссёр театра Б.А. Бертельс подводил итоги и делился с читателями планами на новый театральный сезон. Труппа уходила в отпуск, а с 21 июня начинались гастроли Симферопольского драматического театра имени Максима Горького. Но планам не дано было осуществиться – началась Великая Отечественная война.

Театр «Ренессанс» был построен в 1911 г. на Приморском

бульваре (напротив аквариума)

Разрушенное здание театра «Ренессанс» в годы войны

В первые дни войны была сформирована концертно-фронтовая бригада исполкома Севгорсовета, в состав которой входили актёры театра имени А.В. Луначарского и балетная группа. Руководителем бригады был Исаак Моисеевич Берман (актёр, секретарь партийной организации). Было дано свыше тысячи концертов перед защитниками нашего города. Участники концертно-фронтовых бригад: Е. Лавровский, А. Гепнер, Волгина, Колесникова, Игнатов, Омарская и другие выступали на кораблях, призывных пунктах, в госпиталях.

В здании театра по субботам и воскресеньям шли спектакли в 12 и 17 часов. Во время воздушной тревоги зрители уходили в бомбоубежище, после налёта спектакль продолжался. В конце октября 1941 года в городе было введено осадное положение. Назрела необходимость срочной эвакуации театра, чтобы сохранить труппу. Из-за непрерывных бомбёжек основная часть работников театра покидала Севастополь ночью 7 ноября на маленьком судне «Чапаев», благополучно добравшемся до берегов Кавказа. Оттуда отправились в Киргизию и остановились в селе Новопокровка, недалеко от города Фрунзе. В сельском клубе, в котором они работали, в 1943 году был организован госпиталь. Часть актёров ушла на фронт, остальные влились в труппу Фрунзенского драматического театра.

После освобождения Севастополя 9 мая 1944 года город оживал, наполнялся людьми. Расчищались завалы, сносились разрушенные здания – начинался тяжёлый послевоенный мирный труд. Руками прибывших со всей страны людей восстанавливался родной белокаменный город.

В драмтеатре имени А.В. Луначарского была создана черкасовская бригада, которую возглавил И. Берман. В неё вошли актёры и работники театра, вернувшиеся из эвакуации вместе с директором Ефимом Георгиевичем Романенко. М. Горский, Е. Лавровский, М. Лозовская, М. Омарская, Е. Башенина, А. Черкун, П. Володин и другие разобрали деревянный немецкий барак по улице Ленина, расчистили территорию и построили первую летнюю площадку. Здесь артисты могли выступать с концертной программой и готовить свой первый послевоенный спектакль по пьесе К. Симонова «Так и будет!». В музее истории театра хранится копия приказа управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Крымской АССР от 26 июня 1944 года: «Отмечая исключительный энтузиазм работников Севастопольского театра им. А.В. Луначарского… объявляю благодарность участникам этого небольшого, но ценного начинания… Володину И.К., Бурназу Ю.А., Боровскому С.И., Емельяновой К.Г., Берману И.М…»

Программа первого послевоенного спектакля «Так и будет»

Премьера спектакля «Так и будет!» состоялась 27 января 1945 года на сцене восстановленного здания Дома офицеров. Режиссёр спектакля Т. Савина. Роли исполняли: заслуженный артист РСФСР М. Горский, актёры Е. Лавровский, С. Архангельский, Е. Башенина, М. Вячеславова. Газета «Слава Севастополя» писала по этому поводу: «В тяжёлых и необычных условиях готовились актёры к первой премьере в освобождённом городе.

Не имея своего театра, актёры были вынуждены работать где придётся. Для читки пьесы и разбора характеристик действующих лиц собирались на дому, отдельные сцены репетировали в зале радиоузла, в Доме Военно-Морского флота, в городском комитете партии…

…Много волнений и беспокойства принесло коллективу театра оформление спектакля. Не имея художника, специальных мастерских и оборудования, оформление готовили общими усилиями. Огромную работу проделал заведующий декоративным цехом товарищ Володин. В морозные снежные дни он с помощником Куликовым на открытой сцене летнего театра монтировал и собирал декорации, готовил бутафорию. Немало забот причинил и реквизит, необходимый по ходу действия. Часть одежды, мебели, одеяло, подушки принесли из дома работницы театра Черкун и Бурназ. Театр сделал всё, что мог, чтобы создать интересный, волнующий спектакль…»

Вёл спектакль помощник режиссера Роман Моисеевич Берман. В 2002 году ему исполнилось 90 лет. Я спросила у него, помнит ли он свой первый послевоенный спектакль. «Я только что вернулся из эвакуации и пришёл работать актёром и помощником режиссёра, – вспоминал он. – В театре работали мой отец и брат. Мне дали маленькую роль, я сильно волновался, находясь рядом с такими знаменитостями, как М. Горский, С. Архангельский. Зритель был замечательный, ловил каждое слово со сцены и сопереживал героям…»

В течение первых шести месяцев работы театр подготовил спектакли: «Чрезвычайный закон» по пьесе Б. Шейнина и братьев Тур, «Поздняя любовь» по драме А. Островского и «Хозяйка гостиницы» по пьесе Гольдони.

К 1 мая 1945 года театр принял на себя предмайские соцобязательства. Для их выполнения была организована концертная бригада, которой предстояло обслуживать посевную на освобождённой крымской земле. Концертная бригада в составе артистов Горского, Бермана, Миловидова, Лозовской, Емельяновой была отправлена в Балаклавский район, где выступала с большим успехом.

9 мая 1945 года советский народ праздновал День Победы над фашисткой Германией. На площадях, в садах, на бульварах города было много гуляющих, слышались весёлые голоса, музыка, пение. Люди обнимались, поздравляли друг друга.

Летняя площадка театра имени А.В. Луначарского была переполнена зрителями. Перед началом праздничного концерта один из артистов поздравил всех с великим праздником Победы и прочитал стихотворение о Севастополе В. Лебедева-Кумача:

Ты снова с нами, Севастополь,

Час нашей радости настал!

Твой каждый уцелевший тополь

Легендою народной стал.

Израненный и величавый

Войдёшь ты в летопись веков,

Бессмертный город нашей славы,

Святыня русских моряков…

В сезон 1946/1947 годов театр перешёл работать на долгие десять лет в Собор Святых Петра и Павла, который находится на Центральном городском холме. Сложные условия – маленькая сцена без боковых карманов, колосников, без помещений для технических служб, одна гримёрка на всю труппу, перегороженная шторкой – не помешали начать отсчёт нового послевоенного периода в истории театра. Все эти трудности были не главными: после страшной войны, после тяжёлых испытаний они казались преодолимыми. Главное – это возможность жить и работать в любимом городе.

Годы войны изменили состав труппы. Пришли новые актёры, режиссёры, работники технических цехов. Главным режиссёром вновь стал любимый зрителями и артистами Б.А. Бертельс. А с 1947 года новый директор Борис Александрович Горский сменил Е.Г. Романенко. Новому руководству выпало много забот и проблем: формирование труппы, строительство нового здания театра, создание театрального музея, который действует и поныне…

Война нанесла театру невосполнимый ущерб. Его здание на Приморском бульваре было полностью разрушено, имущество, оборудование уничтожены, но самая большая потеря – люди, погибшие в годы войны.

Заслуженный артист Крымской АССР А.Н. Брянский

в спектакле «Женитьба Фигаро» Бомарше

Первыми жертвами стали заслуженный артист Крымской АССР А. Брянский, его жена артистка В. Зарницкая и их сын Игорь. Теплоход «Армения», на котором они эвакуировались, затонул у берегов Ялты (там находилось свыше шести тысяч человек).

Артист театра В. Рябиков, ушедший добровольцем на фронт, погиб в декабре 1941 года при защите Москвы.

Артисты В. Реонич и С. Манто не успели эвакуироваться, уехали к родителям в Симферополь. Они попали в облаву и были расстреляны вместе с маленькой дочкой.

Александр Плоткин (слева) с товарищами

Актёр Александр Плоткин, будучи секретарём комсомольской организации театра, ушёл добровольцем на фронт. В 1943 году в должности начальника штаба первого дивизиона 268-го артполка капитан Плоткин, находясь в составе десанта на Керченском плацдарме у станицы Голубицкой, не только корректировал огонь артиллерии, но и принял на себя командование ротой, потерявшей в боях командира. Находясь впереди десанта на Госпитальной высоте и будучи окружённым фашистами со всех сторон, вызвал огонь артиллерии на себя. Он погиб смертью героя, обеспечив выполнение боевой задачи.

В музее истории театра имеется стенд, посвящённый павшим героям, хранится гильза с землёй с места гибели Александра Плоткина. Его именем названа улица в станице Запорожской Темрюковского района Краснодарского края. Об этом подвиге узнала вся страна из передач военных корреспондентов.

В 1942 году в Кременчуге был расстрелян Леонид Силин, бывший работник театра. Он организовал в тылу врага госпиталь, где спасал раненых красноармейцев. Об этом написал С.С. Смирнов в книге «Госпиталь доктора Силина». Книга подарена музею семьёй героя.

Подполковник в отставке Леонид Кузьмич Афонин, который работал с 1956 года главным администратором театра, был участником парада 7 ноября 1941 года в Москве. Под деревней Херники Ленинградской области возглавил бой и проявил настоящий героизм. После боя командир бригады генерал Литенков снял со своей груди орден Боевого Красного Знамени и вручил лежавшему на носилках тяжело раненному старшему лейтенанту Л.К. Афонину.

Актриса Мария Константиновна Лозовская в годы войны работала в госпитале. Сдала двенадцать литров крови для раненых красноармейцев. Была удостоена звания «Почётный донор СССР».

Ветераны театра, участники Великой Отечественной войны.

1995 год, к 50-летию Великой Победы

Нельзя не вспомнить и о других героях театра. Многие актёры и работники, пришедшие в коллектив после войны, были её участниками, имели боевые награды: это художники В. Озерников, С. Архангельский, А. Косарев, К. Кустенко, Н. Шеметов, артисты Л. Попова, К. Волкова, Н. Маруфов, Б. Светлов, Б. Ступин, Б. Горский, Е. Башенина, С. Рунцова, В. Ефимов, Б. Золкин, Н. Карягина, композиторы Л. Розен, А. Холодов, концертмейстеры А. Габай, Е. Деркач, заместитель директора И. Гейнденрих, директор музея А. Ломберг, работники технических цехов Н.И. и Д.Г. Воловиковы, Е. Елизарова, А.А. Мачикин и другие.

Их уже нет с нами. Светлая им память!

Людмила Плахова-Невская  





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 831 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...