Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнерусская иконопись. Билет18.2



Древнерусская иконопись-явление уникальное. Ее истоки в византийской иконописи, но следуя ее канонам, русские мастера нашли свой способ отражения христианской идеи.Слово икона греческого происхождения и означает «образ». Поэтому иконы часто называют «образами». Икона отражает мир Бога, а для этого нужны особые средства выразительности. И он был разработан - это мир знаков и символов. Верующего человека икона сопровождает от рождения до смерти. Ее очень почитали и даже одевали в дорогие одежды- золотые и серебряные оклады, украшали драгоценными камнями. Образа укреплялись над городскими воротами, защищая жителей от неприятеля, вдохновляли солдат на ратные подвиги, к ним обращались с молитвами о помощи. В домах иконам отводился самый красивый угол.

Большинство икон находятся в храмах. Самые почитаемые собираются на иконостас(перегородка с иконами, отделяющая небесную часть храма от земной). Маленькие- панагии, носят на шее. Они несут в себе размышления о жизни, в них ищут ответы на сложные вопросы бытия. В основе иконописи лежит принцип обратной перспективы. Она позволяет увидеть изображение в расширяющемся пространстве, в бесконечности. В иконе нет мелочей. Цвет выполняет особую роль. Золотой - неземной свет вечности, белый—святость христианства, красный – мученическую смерть Христа, зеленый – надежду. Мастер, прежде чем взяться за икону, проводил долгое время в молитвах, постился –очищался душой. Он должен был строго следовать канону (своду обязательных правил).

Икона начиналась с доски - «цки». Чаще использовались липа, сосна, ель, лиственница. Особо ценилось сандаловое или кипарисовое дерево. Размеры иконы были разные. Иногда они собирались из нескольких досок. На лицевую часть накладывалась холщовая ткань-паволока, а поверх левкас - специальный клеевой раствор. Затем через кальку, промасленную бумагу, накалывался рисунок и начиналось золочение. Икону рисовали темперами- красками на яичном желтке. Лики писались последними - это считалось очень ответственной работой и сложной, требующей особого мастерства. Затем икона покрывалась олифой, которая варилась в течении полугода, к сожалению со временем олифа темнела. Поэтому многие иконы были утеряны. Затем к работе приступали резчики и ювелиры. Т.е. икона – работа коллективная, но иногда она целиком выполнялась одним мастером, таким как Андрей Рублев или Феофан Грек, или Дионисий. Со временем сложились целые иконописные школы: новгородская, московская, псковская, владимирская и другие. Русские мастера разработали новый тип иконы – житийный, где рассказывалось о жизни святых. Особо почитаемые иконы: «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Владимирская»,» «Оранта Великая», «Троица» Андрея Рублева, «Ангел Златые Власа», «Георгий Победоносец» и др.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...