Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пять периодов развития Древнегреческой культуры. Билет 7.1



Культура Древней Греции, как и культура Древнего Рима, представляет собой фундамент европейской цивилизации. Становление и развитие этой самобытной культуры ученые делят на пять этапов.

1- Эгейский или крито- микенский.

На рубеже III-II тысячелетия до н.э. на острове Крит, а затем в Микенах, на материковой Греции, возникает одна из древнейших греческих цивилизаций. Это период возведения дворцовых ансамблей, величественных гробниц, Украшенных великолепными фресками. Эгейская культура отличалась большим сходством с культурой Древнего Востока, особенно Египта. Знаменитый Кносский дворец напоминал древнеегипетские храмы. Подземные помещения этого дворца называли Лабиринтом, а греческие мифы населили его получеловеком, полубыком- Минотавром. Достопримечательностью дворца были великолепные фрески.

Микенская культура многое позаимствовала у критской, но была намного примитивнее. Монументальную архитектуру Микен, Тиринфа, Трои историки назвали циклопической: согласно греческим мифам ее создали одноглазые циклопы. В этот период созданы три системы письменности: иероглифическая и две линейные системы письма А и Б.

Ключ к дешифровке микенской письменности был найден только в середине xx века. В этот период формируется пантеон греческих богов, развивается вазопись и оружейное дело(шлемы, доспехи, мечи, колесницы).

С приходом дорийцев начинается новый период греческой культуры- дорийский или «гомеровский» по имени великого поэта Гомера, написавшего «Иллиаду» и «Одиссею». Об этом периоде известно очень мало.

Третий период называют эпохой архаики. Это период великой колонизации. Греческие колонии возникают по всему побережью Средиземного моря и даже Черного моря. Время расцвета городов-государств – полисов. Развивается архитектура, возникает система ордеров. Скульптура развивается на обобщенных образах обнаженного юноши – куроса, и женщин задрапированных в одежды – корах. В поэзии, в музыке, философии и религии утверждаются новые взгляды и направления. Состязательность в культуре приводит к возникновению Олимпийских игр. В эту эпоху возникли почти все формы античной культуры и искусства: рациональная философия, классическая литература, лирическая поэзия, архитектура, скульптура, живопись. Особо большого мастерства достигли в росписи керамических сосудов. Панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, ставили на могилы, в них хранили масло, вино, зерно. Возникают краснофигурный и чернофигурный стили. Т.е. архаическая культура стала основой развития классической культуры Греции.

8.Классический период Билет 25.2

начинается с пятого века до нашей эры. Это период расцвета греческой культуры, ее центром становятся Афины. Развиваются философские школы и научные направления. Это время Сократа, Платона, Аристотеля. В архитектуре и скульптуре развиваются идеально-правильные пропорции.

В Афинах возводится великолепный, архитектурный ансамбль – Афинский акрополь. Архитекторы – Иктин, Калликрат и др. Главный храм – Парфенон, посвящен Афине, храм Ники Аптерос – бескрылой Победе. Необычен храм Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид (женщины-колонны). Затем центр монументальной архитектуры перемещается в Малую Азию, где строится Галикарнасский мавзолей (одно из Чудес Света). Строятся зрелищные сооружения: театр Диониса в Афинах и др. Это расцвет греческого театра. Он связан с именами Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Основными жанрами театра становятся трагедия и комедия. Родоначальником трагедии считают Эсхила, а комедии-Аристофана.

В период классики создаются шедевры скульптуры. Фидий создает из золота и слоновой кости великолепные статуи Зевса для храма в Олимпии и Афины –Девы для Парфенона; скульптор Мирон- знаменитого Дискобола; Поликлет-Дорифора.

Этот период еще называют «золотым веком Перикла», по имени великого стратега Афин.

Эллинистический период связан с завоеваниями Александра Македонского. Культура завоеванных стран обогащается греческой культурой. Это сопровождается бурным развитием архитектуры и изобразительного искусства. Ведется активное строительство городов с рациональным планированием. Расцветают декоративная скульптура, мозаика, Расписная керамика. В большом количестве строятся общественные сооружения(библиотеки, школы, стадионы и.т.д.) Постройки отличаются гигантскими размерами. К ним относятся: Александрийский маяк, Пергамский алтарь, посвященный Зевсу. Не менее грандиозна скульптура. На острове Родос устанавливается 35тиметровая статуя бога солнца Гелиоса. Особой популярностью пользуется скульптурная композиция «Лаокоон»,

статуя Скопаса «Ника Самофракийская, Венера Милосская, Афродита Книдская. Период эллинизма характеризуется подъемом в развитии математики, механики, астрономии,географии,естествознания. Средоточием наук становится Александрия с великолепной библиотекой и крупным научным центром «Мусейоном»(музеем).

9.. Греческий архитектурный ордер. Билет 22.2

Все достижения греческой архитектуры связаны со строительством храмов. Греки создали свой тип колонны. Но в отличие от египетской, греческая колонна соразмерна человеку и уподобляется его фигуре. Все размеры частей здания исходили из пропорций человеческого тела. В VIIв. до н.э. в Греции возникла ордерная система.

Ордер- это система взаимоотношений несущих(колонны) и несомых(антаблимент) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Каждая часть здания выполняла строго определенную функцию.

Применялись два основных ордера: дорический и ионический. Дорический –строгий; ионический –радостный.

Дорический возник в материковой Греции и получил свое название от греческого племени, отличавшегося особой воинственностью и мужественностью. Дорическая колонна- такая же строгая, массивнаяи торжественная. Она выростала непосредственно из основания колонны.

Дорический стиль был присущ не только архитектуре. Под ним подразумевался строгий мощный характер произведения в различных видах искусства.

Ионический ордер сложился в Малой Азии. Ордер отличали легкие пропорции и широкое применение декоративных элементов. Капитель колонны имеет характерное украшение в форме рога барана и называется волюта. В V в. до н.э. появился коринфский ордер- пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

Необходимо отметить такую черту греческой культуры как антропоморфизм-очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.

Это проявилось в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской – грациозной женской фигуре(отсюда атланты и кариатиды).

Греческий ордер состоит из следующих основных частей:

(снизу вверх)-стереобат(стилобат), колонна(ствол), капитель, архитрав, фриз, карниз, фронтон; фриз и архитрав вместе составляют антаблемент.

Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с Афинским акрополем, общественным и культурным центром Афинского государства, созданного в классический период замечательным архитектором и скульптором Фидием.

В Акрополь мы попадем через центральный вход –Пропилеи. Их начали возводить еще при Перикле, но из-за войны они остались недостроенными. Через них во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали колесницы, вели жертвенных животных. К ним примыкала пинакотека(библиотека картин). С другой храм Ники Аптерос т.е. бескрылой богини Победы. Согласно легенде она принесла грекам победу и они боясь, что она может улететь, изобразили ее бескрылой. Пройдя ворота мы попадем на большую площадь, в центре которой установлена статуя Афины Промахос(воительницы), творение гениального Фидия.

В основе Акрополя лежала асимметрия. Рядом с воротами находился главный храм Афин Парфенон, посвященный богине Афине. Он находится на вершине холма и виден со всех сторон. Это периптер. Дорические Колонны придают храму мужественность и монументальность. А ионические легкость и изящество. Считается,что его построили зодчие Иктин и Калликрат. Он построен из белого мрамора.

В святилище Парфенона, по преданию, находилась 12метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и золотых пластин.

Особенно интересны фризы. Они покрыты рельефами на мифологические, исторические, бытовые темы. На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя- храм Эрехтейон. Он построен в честь Афины и Посейдона на том месте, где по преданию произошел спор между ними за обладание Атикой. Этот хрупкий асимметричный храм украшают скульптуры кариатид- девушек, заменяющих колонны.

На южном склоне находится театр Диониса. Перед представлением совершался обряд жертвоприношения и очищения всех присутствующих. Этот театр вмещал более 16 тысяч человек.

Многократно разрушенный, ограбленный, превращенный в руины, этот памятник и сегодня сохраняет величие.

10.Великие скульпторы Древней Греции. Билет8.1

В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры. К сожалению, подлинников осталось очень мало, большинство произведений скульптуры –это римские копии. Если верить Плутарху- в Афинах было статуй больше, чем живых людей. Наиболее ранние скульптуры- куросы и коры.

Куросы- статуи юношей, стройные, мужественные, высотой 3 м. обнаженные атлеты- идеал красоты, молодости, здоровья.

Коры- девушки с загадочной улыбкой в длинных платьях. Эти скульптуры статичны и однообразны. Ими украшали улицы греческих городов.

Греческая скульптура представлена именами таких ваятелей как: Поликлет,Мирон,Скопас, Пракситель, Лисипп, Леохар.

Произведения Поликлета стали гимном величию и духовной мощи Человека. Любимый образ мастера- стройный юноша атлетического сложения. Он прекрасен и физически и духовно. Так выглядет «Дорифор». Юный атлет держит на плече тяжелое копье. В этой скульптуре использован прием хиазм- скрытое движение в состоянии покоя. Он позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческого тела-идеал. Вот его наблюдения: голова-1/7 всего роста, лицо и кисть-1/10, ступня- 1/6. Сои наблюдения он изложил в трактате «Канон».

Такой же идеал человеческой красоты искал и Мирон. Его произведения дошли до нас в римских копиях. «Дискобол»- шедевр древнегреческой скульптуры. Мастерски запечатлено мнгновение колоссальной физической нагрузки с внешним спокойствием и сосредоточенностью.

Скопаса и Праксителя объединяет стремление к передаче энергичных действий, мира чувств и переживаний. Объект их творчества страсть, грусть, страдание, мечтательность и.т.д.

Скопас уроженец острова Парос, богатого мрамором. Именно с этим материалом работает ваятель. Но поизведения уничтожены временем.

Лучшим его творением считают статую Менады- нимфы, воспитавшей бога Диониса и рельефные фризы Галикарнасского мавзолея.

Пракситель уроженец Афин- певец женской красоты. Особую известность ему принесла скульптура «Афина Книдская». Афина показана в тот момент, когда она, сбросив одежды входит в воду..Ее красота проста и естесственна. Римский писатель Плиний сказал, что это произведение выше всех существующих во Вселенной. Моделью для статуи послужила его возлюбленная, Фрина.

Лисипп старался максимально приблизить свои образы к действительности, запечатлеть их в мимолетном порыве. Поэтому он любил работать в бронзе. Его лучшая работа «Геракл, борющийся со львом». Наряженность мышц человека и ярость задыхающегося хищника не оставляют зрителя равнодушным.

Новые темы и сюжеты появляются в эпоху Эллинизма. Среди скульптурных шедевров этого времени «Венера Мелосская» Агесандра, «Ника Самофракийская» неизвестного автора, скульптурная группа «Лаокоон». Сюжет заимствован из легендарных сказаний о падении Трои. Жрец Трои и его сыновья борются с гидрой, которую наслала Афина, покровительствующая грекам.

Достижения греков в скульптуре стали примером для последующих поколений ваятелей, вплоть до сегодняшних дней.

11. Своеобразие культуры Ольмеков и Ацтеков.Билет 22.2

Задолго до открытия американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли культурные цивилизации, которые имели самобытный, оригинальный характер. Для культуры народов,проживающих на территории этих цивилизаций характерно поклонение священному божеству, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Одной из древнейших цивилизаций доколумбовой Америки была цивилизация ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива во II тысячелетии до н.нэ.

Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культовые центры, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Они строили ступенчатые пирамиды, сохранились примеры скульптурных памятников и декоративно-прикладного искусства. Архитектура сохранилась плохо, так как использовались камень и щебень.

Мировую известность получила скульптура ольмеков. Она представлена огромными каменными головами высотой до 3 метров и весом до 40 тонн. Ученые предполагают, что они носили культовый характер.

К началу новой эры ольмекская цивилизация исчезла. Причина неизвестна.

На смену ей пришла культура Теотиуакан. Так назывался город, расположенный недалеко от современного Мехико. К сожалению, от этого времени остались только два храма, посвященных Солнцу и Луне. Наиболее интересное архитектурное сооружение-пирамида Солнца, высотой 65 метров в высоту. Она состоит из 4х усеченных пирамид, поставленных друг на друга. Предполагают, что она, помимо культового характера, выполняла роль солнечных часов.

20 марта и 22 сентября солнечные лучи вызывали полное исчезновение прямой тени ровно за 66,6 секунд, что говорит о высоком уровне знаний математики, астрономии, геодезии. Архитектурные сооружения делались из сырцовых кирпичей и облицованы каменными плитами. Часто встречаются украшения в виде змеиных голов с венцом из перьев, которые символизируют особо почитаемое Божество Света.

В середине IX века город был покинут жителями по неизвестной причине. На смену ольмекской цивилизации пришли цивилизации тольтеков, а затем цтеков. ак же как и ольмеки ацтеки поклонялись богам. Главным местом поклонения были храмы, которых к началу XVI века насчитывалось более 40 тысяч. Больше всего известна столица ацтеков Теночтитлан/ плодовое дерево/.Она располагалась на месте современного Мехико. Центр города был построен на острове посреди озера. Его окружали постройки на сваях и дамбах. В случае опасности поднимались мосты, и город превращался в неприступную крепость. В начале XVI века «озерная Венеция» была разрушена испанскими завоевателями - конкистадорами. Архитектурных сооружений не сохранилось. Их можно восстановить только по описаниям испанцев. Сохранились легенды и предания, рассказывающие о многочисленных победах и кровавых сражениях этого воинственного народа.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств выполнены в абстрактном, условном стиле. Например, статуя богини земли и смерти – Коатликуэ, сделанная из базальта, мало похожа на человеческую фигуру. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуара, человеческих черепов, перьев, змей, ЛАП ОРЛОВ, расположенных очень симметрично. Но погребальные маски ацтеков реалистично отражают черты погребенных. Сохранились остатки настенных росписей. Внимание ученых привлекли предметы мелкой пластики: статуэтки животных, курительные трубки, ювелирные украшения из золота и серебра, сделанные с высоким уровнем мастерства, мозаика из камня и раковин, украшения из перьев. Были развиты медицина, астрономия, математика, иероглифическая письменность. Ацтеки известны также своими мрачными обрядами с человеческими жертвоприношениями.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 909 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...