Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Три вида Суда



Видов Суда было три. Во-первых - Божественный Суд. В так называемом Естественном состоянии, т. е. состоянии Семей, когда еще не было Гражданской Власти Законов, Отцы Семейств обращались к Богам в случаях нанесенной им обиды (таково первоначальное и собственное значение выражения: implorare Deorum fidem600), они призывали в свидетели своего права Богов (таково первоначальное и собственное значение выражения Deos obtestari601), и такие обвинения и защита были первыми в мире речами; так, у Латинян слово oratio, "речь", сохранилось в значении "обвинение" и "защита", о чем у нас есть прекраснейшие места у Плавта и у Теренция, а также два золотых места в Законах XII Таблиц: furto orare и pacto orare (не adorare, как читает Липсиус), в первом случае вместо agere, а во втором случае вместо excipere; таким образом, по таким orationes Латиняне называли oratores тех, кто произносит публичную речь по данному делу в суде. Простые и грубые люди первоначально взывали к Богам, веря, что они будут услышаны Богами, пребывающими в их воображении на вершинах гор; Гомер, например, рассказывает, что Боги находились на вершине горы Олимпа, а Тацит, описывая войну Гермундуров с Каттами, говорит о следующем их суеверии: они могли взывать к Богам, только обернувшись к вершинам гор, так как preces mortalium nusquam propius audiri602. - Доказательствами, приводившимися на таких божьих судах, были сами Боги, так как в те времена Язычники все решительно представляли себе в виде Богов, например: Лар представлял собою собственность дома, Dii Hospitales - право гостеприимства. Боги Пенаты - отцовскую власть, Deus Genius - право браков, Deus Terminus - собственность на землю, Dii Manes - право на погребения; от всего этого сохранился в Законах XII Таблиц золотой след в выражении: jus Deorum Manium603.

После таких "речей" - orationes (т. е. "молений" - obsecrationes или implorationes, "призывов в свидетели" - obtestationes) стали проклинать (exsecror) виновных; поэтому у Греков (например, несомненно, в Аргосе) существовали храмы проклятий, а проклятые назывались άναθήματα (мы называем их теперь "отлученными"); против них приносили торжественные обеты (это называлось первоначально nuncupare vota, что значит "приносить торжественно обеты", т. е. обеты в священных формулах), посвящали их Фуриям (последние поистине были Diris devotae) и потом убивали. Таков был обычай Скифов, как мы видели выше: они втыкали нож в землю, поклонялись ему как Богу, а потом убивали человека; такое убийство Латиняне обозначали глаголом mactare, - оно продолжало существовать как священное слово, применявшееся при жертвоприношениях; отсюда у Испанцев осталось matar, а у Итальянцев ammazzare в смысле "убивать"; и мы видели выше, что у Греков слово άρά сохранилось в значении "тело, приносящее вред", "клятва" и "Фурия", а у Латинян ara значит и "алтарь" и "жертва". Таким образом, у всех наций сохранился какой-либо вид отлучения; Цезарь чрезвычайно подробно описывает отлучение у Галлов; у Римлян сохранился "запрет воды и огня", о чем речь была выше. Многие из такого рода посвящений перешли в Законы XII Таблиц: так, например, Юпитеру посвящали того, кто совершил насилие над плебейским трибуном, Богам Отцов посвящали нечестивого сына, Церере посвящали того, кто поджег чужие хлеба: его сжигали живым. Мы видим здесь свирепость божьих наказаний, аналогичную бесчеловечности, указанной в Аксиомах604, самых бесчеловечных ведьм: таковы были наказания, названные выше Плавтом Saturni hostiae. С такого рода представлениями о суде, осуществляемом у себя дома, начали народы вести войны, которые назывались pura et pia bella ("справедливые и священные войны"); их вели pro aris et focis605, за вещи гражданские, как за публичные, так и за частные, так как все человеческие вещи рассматривались как божественные; таким образом, все героические войны были войнами религиозными, так как Герольды, объявляя их, вызывали Богов из тех городов, которым они объявляли войну, и посвящали врагов Богам. Поэтому побежденных Царей Римляне представляли к Jupiter Feretrius на Капитолии, а потом убивали: примером этому служили безбожные насильники, которые были первыми hostes, первыми жертвами, посвященными Весте на первых в мире Алтарях. И сдавшиеся народы также рассматривались как люди без Бога, по примеру первых famuli. Поэтому рабы, как вещь неодушевленная, на языке Римлян назывались mancipia и в Римской Юриспруденции считались на положении вещей (loco rerum).




Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...