Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что такое культура. Ее виды



КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) – совокупность материальных и духовных достижений общества на определенном этапе его развития а также творческая деятельность людей, направленная на преобразование окружающей среды и самого человека. В соответствии с этим положением ученые обычно выделяют три ее важнейшие области – материальную, духовную и художественную.

2. КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ—сфера человеческой деятельности, охватыва­ющая различные стороны духовной жизни человека и общества. К. д. включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, мо­ральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и дру­гие памятники человеческой деятель­ности. К. д. включает просвещение, об­разование, язык и письмо, фольклор, народное искусство и т. д.

3. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ — сфера человеческой деятельности и ре­зультатов этой деятельности. К. м. ох­ватывает материальное производство, поселения, жилища, быт, орудия тру­да, способы возделывания земли и вы­ращивания продуктов питания, пищу и домашнюю утварь, одежду. К. м. изу­чают археология, этнология, история и другие науки.

4. КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функци­онирования в обществе. Синонимом К. х. иногда употребляется понятие ис­кусство. В К. х. принято включать сле­дующие основные элементы: совокуп­ность художественных ценностей, уна­следованных от предшествующих куль­турных эпох и выступающих в каче­стве предпосылки воспроизводства и развития К. х.; определенный набор те­оретически осмысленных методов худо­жественного творчества (напр., метод романтизма немецких романтиков на­чала XIX в., метод реализма в русской литературе), творческие группы ху­дожников, музыкантов и др., объеди­ненных по профессиональным или идейным принципам (напр., передвиж­ники в России); система эстетиче­ских ценностей, обеспечивающая по­нимание искусства, и т. д. К. х.— со­ставная часть, ядро культуры эстети­ческой, посредством которой она вклю­чается в систему общественных отно­шений.

5. Материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической взаимосвязи (привести примеры)

2/Великие русские художники-пейзажисты (на примере одного –двух на выбор)

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.

Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.

Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Стремится к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Иса́ак Ильи́ч Левита́н (1860-1900) — русский художник, мастер «пейзажа настроения». Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

Он писал с натуры работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (нач.1880-х, Дом-музей И.Левитана в Плёсе), Художник создаёт пейзажи «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка).

Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. По возвращении из Крыма в 1886 году Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей, в том числе картину «Над вечным покоем», которая является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. К весне 1892 года Левитан закончил картины «Осень», «У омута», «Лето» и «Октябрь», «Владимирка». В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию. В середине марта 1895 за несколько сеансов он написал знаменитые картины «Март» и «Золотая осень». Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П. М. Третьяков.

Билет № 9

1. Источники знаний о культуре: археология, этнография, летописи.

Источники знаний о культуре: археология, этнография, летописи.

АРХЕОЛОГИЯ (от греч. archaios — древний и греч. logos — слово, учение), наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей — вещественным (археологическим) памятникам. Исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками. Археология оформилась как наука к нач. 20 в. (до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность). Разделы археологии выделяются по эпохам (каменный век, бронзовый век и т. д.), иногда — по странам и культурно-историческим областям, по этническим признакам (славяно-русская археология и др.).

ЭТНОГРАФИЯ (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники. Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования – жизнь среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы.

Летописи – исторические произведения 11—17 вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись. Слова "летопись" и "летописец" равнозначны, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Л. — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в Л. излагалась русская история от её начала; иногда Л. открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Л. содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. пародами и странами.

В составе Л. сохранились многие произведения древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Повесть временных лет». Её создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113. Громадное значение имеют Л. для изучения русской письменности, языка и литературы.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...