Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Романтизм в западноевропейском и русском изобразительном искусстве (общее и особенное)



РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18-го, первой половине 19 веков.

Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей, собственной изобразительно-пластической системы. В изобразительном искусстве он характеризуется сложным, противоречивым комплексом идей, что и побудило исследователей выделить несколько направлений внутри общего романтического движения. Так, во Франции, где романтизм проявился в наиболее развитых формах, преобладают произведения напряженно-динамические с героическим (Ж.-Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др.) или драматическим (Э. Делакруа) содержанием. Для немецкого варианта романтизма, наоборот, характерны созерцательно-меланхолические настроения (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др.) и религиозно-патриархальные идеи (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.). Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.). В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер).
романтизму присущи признаки, позволяющие ему сохранять цельность в качестве единого движения. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. Стремление увидеть за всем происходящим действие еще не познанных законов "природы и сил, зачастую враждебных человеку. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д.), и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. Индивидуум становится для них действительно "мерой всех вещей". В человеке отражается весь мир.

Подчеркивая роль свободной личности, романтики проявили огромный интерес к душевному миру человека. Чувства и мысли, волнения и страсти – излюбленная тема в романе и в портрете стиля романтизма. Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Поэтому так подходили для этой роли русские люди, которые в пору Отечественной войны 1812 года стали героическими защитниками России. В момент опасности, грозящей потерей национальной независимости, даже крепостные люди впервые осознали себя личностями.

Самым ярким примером одного из «сынов Отечества» может служить «Портрет Е. В. Давыдова» (1809, ГРМ) кисти О. А. Кипренского.

Кипренский О. А. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова

В позе героя-партизана есть та романтическая приподнятость и взволнованная патетика, которая служит важной характеристикой образа. Он стоит, свободно и непринужденно опираясь на садовую балюстраду и положив руку на эфес сабли. В его лице и позе отвага и мужественность. Эффектно звучат сочетания нарядной одежды: алого ментика с золотым позументом, ослепительно белых чакчир и блестящих черных сапог. Главной задаче воплощения внутреннего мира портретируемого подчинен и колористический строй портрета с его смелыми контрастами света и тени и напряженным горением цвета.

Интересно сравнить это изображение с «Портретом Апраксина» (1829, ГЭ) кисти Н.С. Крылова.

Н.С. Крылов. Портрет В.С. Апраксина

Художник отказывается от внешней эффектности и торжественности позы. Апраксин сидит, задумчиво опершись на эфес сабли. Крылов стремится передать напряженную внутреннюю жизнь изображенного человека, многогранность его образа. Большое внимание уделяется лицу с широко раскрытыми и мечтательными глазами. Апраксин кажется одушевленным какой-то глубокой и страстной мыслью. Не будет преувеличением сказать, что в его образе художник воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи – воина и мыслителя.

Определяя характерные особенности романтизма, Белинский писал: «В теснейшем и существеннейшем своем значении, романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». Живописным подтверждением этой мысли служит «Портрет Василия Андреевича Жуковского» кисти О. А. Кипренского (1816, ГТГ).

Кипренский О.А. Портрет В.А. Жуковского

Портретист дает представление не столько о внешности изображенного, сколько впечатление от его произведений. Поэт-романтик представлен на фоне ночного грозового неба, развалин средневекового замка – атрибутов его романтической поэзии. В глубокой задумчивости склонился Жуковский на руку, мечтательный и грустный взгляд устремлен вдаль, развеваются по ветру пряди волос – он полностью погружен в свой внутренний мир. Композиция, ритм линий, овальная форма портрета, исполненного удивительной мягкости и плавности, так созвучна певучей плавности стихов Жуковского.

Наряду с изображением «товарища по романтическому цеху» Орест Адамович Кипренский многократно писал самого себя. Автопортреты художников-романтиков были весьма распространены в европейском искусстве, что соответствовало культу творца. В России автопортреты стали формой борьбы за утверждением права художника на уважительное отношение к себе и к своему искусству. Кипренский и Орловский, Варнек и Тропинин, наконец, Брюллов создали замечательные собственные изображения. Как бы они не различались в деталях (с палитрой и кистями, в халате или в сюртуке, в экзотических одеждах и широкополых шляпах) в них есть общность идеи, утверждение личности художника-творца и его эстетического кредо. В этом ряду нашел свое законное место и единственный автопортрет пейзажиста С.Ф.Щедрина, яркого представителя стиля романтизма в этом жанре.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 773 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...