Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
234. Обычай. В советском праве обычаю отводят весьма ограниченную роль.
Полная перестройка общества и даже самого человека, которая предполагается
при построении коммунизма, связана с революционным переворотом, никак не
совместимым с обычаями прошлой эпохи.
Обычай сохраняет в СССР некоторую значимость лишь в той мере, в какой
он необходим или полезен для толкования и применения закона (consuetudo
secundum legem), или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон
отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.
Тот факт, что обычаю в советской правовой системе отведено
второстепенное место, не представляет собой ничего удивительного. Тем не
менее об обычае следует сказать хотя бы потому, что отношение к нему
означает полный разрыв с тем, что раньше в России являлось правилом. Отказ
от обычаев в советском праве отличен от того, что произошло в
романо-германской правовой системе в XIX -- XX веках, когда на место
обычного права пришло право по преимуществу законодательное, основанное на
кодексах. В романо-германской правовой системе произошла прежде всего
перемена техники, причем такая перемена в целом не ставила своей целью
изменение содержания правовых норм, выражавшихся ранее в форме обычая, и не
привела к этому результату. В Советском Союзе переворот в существе права
сопровождался изменением техники. Подлинная гражданская революция стремилась
к тому, чтобы люди привыкли к другой жизни в соответствии с новыми нормами.
235. Правила социалистического общежития. Идеал марксизма-ленинизма --
создание такого общества, где не будет права и отношения между людьми не
будут регулироваться его нормами. Тогда обычай может оказаться на первом
плане. Это будущее обычая проявляется уже сейчас в употребляемых как
законом, так и доктриной формулах, где речь идет о правилах
социалистического общежития. Ст. 59 Конституции СССР гласит: "Гражданин СССР
обязан соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила
социалистического общежития".
Многие авторы как в самом Советском Союзе, так и за границей задают
себе вопрос, какой смысл вложен в эту формулу и с какими выводами она
связана. Некоторые несоветские авторы полагают, что упоминание о правилах
социалистического общежития призвано выработать формулу, по своей роли
подобную "публичному порядку" или "добрым нравам" буржуазного права. Другие
видят в этом выражении основание для своеобразного обычая в рамках закона,
способного возлагать на граждан некоторые обязанности (например, обязанность
при соответствующих обстоятельствах оказать помощь ближнему), когда такого
рода обязанности не вытекают прямо из закона. Понимаемая в этом двояком
смысле формула Конституции применялась мало, кроме тех случаев, когда
связанные с ней последствия конкретизировались в самом тексте закона.
В действительности же конституционная формула имеет совершенно иное
значение. Попытки увидеть в ней юридическое содержание и втиснуть ее в рамки
правопорядка искажают существо этой формулы. Правила социалистического
общежития, о которых говорит Конституция, не являются правом и не претендуют
на это. Их можно понять только под углом зрения развития общества к
коммунизму. С переходом к нему право исчезнет и для регламентации поведения
людей останутся только правила коммунистического общежития. В настоящее же
время формула Конституции имеет лишь ограниченное значение, хотя она и
служит основой для поисков новых социальных форм, которые имеют место в
СССР. Правила социалистического общежития являются основой для всех тех форм
деятельности, с помощью которых гражданин может уже сегодня добровольно
участвовать в управлении страной, включаясь, например, в деятельность по
охране общественного порядка или иные общественные службы. Эти формы
деятельности предвосхищают то, что станет полной реальностью в будущем
коммунистическом обществе.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!