Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 13



  1. Архитектура древнерусских городов: кремль (кром, детинец), посад.

Дошедшее до наших дней монументальное каменное зодчество древней Руси начало складываться в конце IX века. Принятие в X веке христианства, как государственной религии, очень способствовало развитию церковной архитектуры и культурному прогрессу в общем. К началу IX в. на Руси насчитывалось около 30 крупных городов. Норманны (или варяги), называли ее Гардарикой - страной Городов.

В центре древнерусского укрепленного города находился детинец, по-другому кром или кремль. Кольцом его окружали посады ремесленников, а на окраинах располагались слободки. Укреплялся город земляными валами, деревянным тыном, естественными или искусственными водоемами. Жилые строения были в основном из дерева. Дерево вообще широко используется в то время не только в строительстве, но и в мощении дорог, в городском благоустройстве.

После принятия Православия начали строиться многочисленные монастыри и храмы. Первые величественные соборы Новгорода и Ростова Великого были деревянными. По сохранившимся иконописным изображениям можно судить о сложности и архитектурной изысканности деревянных храмов и палат. В 989 году в Киеве была заложена первая каменная церковь. На рубеже веков был заложен Спасский собор в Чернигове. И почти сразу же после него – Софийский собор в Киеве. Софийский собор – большой пятинефный храм. Своды выполнены по схеме вписанного креста. С восточной стороны – пять апсид, со всех остальных сторон расположены двухэтажные галереи. Снаружи к ним примыкает еще ряд одноэтажных, и более широких галерей. В западную наружную галерею вмонтированы две башни, с лесенками для подъема на хоры. Сами хоры открываются во внутреннее пространство двухъярусными тройными аркадами, опирающимися на два профилированных столба. Помимо центральной главы на мощном барабане, прорезанном большими окнами, у собора есть еще 12 глав, не считая наверший башен. Здание имеет четкую пирамидальную композицию, которая придает зданию цельность и величественность.

XVI век – это век расцвета русского зодчества. Быстро разрастались и посады. Особенно Великий Посад, ставший к XVI веку торговым центром столицы. Кремль был одновременно центром общественной жизни и резиденцией великого князя.

Все древнерусские города вписывались в существующий ландшафт и отличались радиально-кольцевой планировочной структурой, кроме того, застройка не была плотной. У каждого дома был сад и большое приусадебное хозяйство.

Стремление зодчих раннемосковского стиля к динамике и неординарности привело к созданию храмов: Вознесения в селе Коломенском, Покрова на рву – всемирно известного храма Василия Блаженного на Красной площади, Всех святых на Кулишках (на нынешней Славянской площади). Силуэты храмов всегда удивительно стройны и пропорциональны, им присуща необыкновенная воздушность и стремительная направленность к небу, особая динамичность, зачастую асимметрия, используются арки и арочные своды. Отличает их и то, что декоративные детали скрадывают тяжесть конструкции и всегда кажутся зрителю нарядными и изумительно красивыми, обязательно присутствует чарующая пластика и легкость, и всегда все строения идеально вписаны в окружающий ландшафт.

  1. Образы героев в древнегреческих поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Древнейшими письменными памятниками древнегреческой литературы считаются поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные приблизительно в VIII—VII столетии до н.э. легендарным автором Гомером и записанные по приказу афинского правителя Писистрата в VI ст. до н.э.

Обе поэмы принадлежат к жанру героического эпоса, где рядом с известными историческими фигурами обрисован легендарный и мифологический герой. Почтительное отношение к богам, любовь и уважение к родителям, защита отчизны - вот основные заповеди греков, воспроизведенные в поэмах Гомера.

Поэма «Илиада» является непревзойденной энциклопедией военных действий, социальной жизни Давней Греции, моральных устоев, обычаев, культуры античного мира. Основной движущей силой сюжета «Илиады» есть гнев Ахилла вследствие его ссоры с военачальником греков Агамемноном.

Мастерство Гомера заключается не только в изображении батальных сцен битвы между троянцами и греками, описании героических подвигов персонажей, как с одного, так и с другого вражеского лагеря. Лиричностью, нежностью проникнуты строки, которые рассказывают о прощании Гектора с любимой женой Андромахой.

Руководствуясь моральными основами античности, где герой, в первую очередь, проявляет мужество, силу, отвагу, защищая свою землю, Гомер изображает Гектора и как нежного мужа и отца, и как сильного человека, которому хочется видеть таким же сильным и мужественным своего сына.

Как и главные герои «Илиады» - Ахилл и Гектор - так и Одиссей в поэме «Одиссея» лишен сугубо эгоистических черт и мелочности. События поэмы полностью связаны с судьбой многострадального Одиссея, который был активным участником осады Трои.

Одиссей отказывается от бессмертия, которым его соблазняет Калипсо, ради непреодолимого желания возвратиться на Родину, к жене Пенелопе и сыну Телемаху.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...