Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теологическая (божественная) теория



Обсуждая непростые, столь разноплановые проблемы происхождения права, следует обратиться и к иным, возможно, традиционным (в отечественной специальной литературе последних лет) взглядам на генезис и специфику этой формы культуры. К последним, несомненно, относятся теологическая (религиозная или божественная), естественно-правовая, историческая и марксистская философско-юридичекие доктрины.

Наиболее известными представителями и основными разработчиками теологической теории были крупнейшие христианские мыслители Августин Аврелий (V в.)и Фома Аквинский (ХПI в.). Центральнойеёидеей является утверждение о том, что право создано богом, для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя. Мы находим такое представление о природе права в некоторых древ­них правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнеев­рейские законы и законы Maнy, а также в исламском праве. Так, в законах Хаммурапи констатируется, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук внушил ему даровать справедливость и достойное управле­ние людям земли.

Христианские теологи, особенно Ф. Аквинский эту идею развил в стройное учение, согласно кото­рому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и ма­териальные формы). Во главе иерархии стоит бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Соответствующее подчинение есть и в системе законов. Ф. Ак­винский разделил их на четыре вида:

вечный закон — это сам божественный разум, управляющий миром;

естественный закон — это отражение вечного закона человечес­ким разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;

человеческий закон — это позитивное право или действующее фе­одальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный;

божественный закон — это Библия. Этот закон необходим по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого ра­зума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и Библия должна помочь им в этом.

Конечно, данная теория – это порождение своего времени. В Сред­ние века в Европе (а в некоторых мусульманских странах — сегод­ня) наблюдалось доминирование религиозной идеологии, а, соответственно, религиозного самосознания (психологии) как элитарных слоёв населения, так и ''молчащего'' большинства (термин А.Я. Гуревича).

Достоинством данной теории является то, что ее авторы впервые жестко связали, вместе такие понятия, как право (пусть как выражение божественной воли) и справедливость. И хотя в дальнейшем эта идея будет детально развита в рамках естественно-правового подхода, заслуг божественной теории в этом плане нельзя приумень­шать.

Вместе с тем имеются большие трудности в том понимании нра­ва, которое предлагает божественная теория.

Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо божественное нача­ло (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональ­ное исследование вопроса о происхождении права рамками веры.

Во-вторых, не существует универсально приемлемой концепции бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рас­сматривают бога как личностное, антропоморфное существо муж­ского пола. Индуисты считают бога абсолютной душой, а индивиду­альную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными через посредство младших братьев или объектов природы.

В-третьих, эта теория требует признания посредника как глашатая бога, будь то пророк, как в древнееврейской или исламской тео­рии, или правитель, как в вавилонской теории.

В-четвертых, эта теория позволяет лицу, который интерпретирует, уточняет и применяет законы, избежать ответственности за законо­творчество, правоприменение, поскольку естественно, что созданное в результате этих действий право является божественным правом, а не продуктом его собственных действий.

Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 833 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...