Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Развитие идеи правового государства, эволюция взглядов различных мыслителей привела к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы принципов или признаков. Принципы – это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т.д.
Конечно, в современной правовой науке существуют разнообразные точки зрения, отличающиеся, прежде всего, полнотой изложения, личными позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы.
1. Например, ни у кого не вызывают возражения основные критерии правового государства (верховенство права, равенство всех перед законом, по, законный характер деятельности исполнительно-распорядительных органов).
2. Почти все авторы отстаивают такие черт правового государства, как: разделение властей взаимное сдерживание друг друга, что исключал узурпацию власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного механизма контроля за деятельностью государственного аппарата; примат права в организации и деятельности всех государственных органов и другие.
3. Многие исследователи считают необходимым условием правового государства утверждение человека как самоценности, понимание свободы и справедливости в качестве главного критерия общественного прогресса.
4. Вряд ли кто-либо оспаривает значимость повышения роли и авторитета судебной власти, обеспечения независимого правосудия и формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.
Таким образом, анализ современной литературы по рассматриваемому вопросу дает основание предложить следующую формулировку понятия правового государства, а именно: функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.
В данной формулировке, на наш взгляд, отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат — гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего — это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Право в данной трактовке понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающей ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет права. “В этом смысле господство права есть специфический социальный феномен, обусловленный естественно-историческим, неотчуждаемым правом человека и гражданина на свободу, равенство, справедливость, счастье и неприкосновенность, короче, вытекающий из социальной природы личности”[311].
В связи с предложенными формулировками понятия правого государства рассмотрим главные принципы его функционирования:
1. господство права в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций;
2. осуществление публичной власти в соответствии с принципом разделения властей;
3. реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Эти принципы относятся к наиболее фундаментальным идеям современных концепций правового государства, а, следовательно, их можно определить как главные отличительные положения, из которых исходит большинство производных характеристик организации и деятельности правового государства. С позиций системного подхода они могут быть представлены в качестве взаимосвязанных элементов, логически упорядоченных элементов системы, в которой:
1. господство права является определяющим условием жизнедеятельности общества;
2. разделение властей показывает внутреннюю организацию, взаимодействие властных структур, их функциональную направленность;
3. реальность прав и свобод выступает как результат воплощения основной идеи, показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности различных государственных органов.
Кроме данных характеристик к числу важнейших элементов, отвечающих природе правовой государственности можно отнести следующие:
1. верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой;
2. взаимосвязь прав и обязанностей личности;
3. взаимная ответственность личности, общества, государства;
4. принцип единства права и закона (в правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым, отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина);
5. наличие развитого гражданского общества;
6. соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.
Некоторые исследователи к числу основных признаков правового государства относят также и осуществление подлинного народовластия. Действительно, в основе теории правового государства наряду с принципом господства права обнаруживается и принцип верховенства народа. Но можно ли признать идеальным тот порядок, при котором государственная власть, даже сосредоточенная всецело в руках народа, могла бы по его желанию отменять свободу слова, печати, собраний, союзов? Очевидно, что тот государственный строй, при котором они нарушаются, не может быть признан правовым, независимо от того, в чьих руках находится власть. Как справедливо заметил Б.А. Кистяковский, даже государства, построенное на принципе народовластия, могут быть не свободны и деспотичными [312]. Исторические примеры некоторых античных республик, господство Конвента и якобинцев в эпоху Великой французской революции свидетельствуют о том, что деспотизм народа может быть ужаснее деспотизма одного лица. Подобную мысль прекрасно выразил Н. Бердяев: “Народ и демократию не только не следует смешивать и отождествлять, но необходимо тщательно различать и противополагать … Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен” [313]. Реалии сегодняшнего дня предполагают не “народный” характер правового государства, а представление последнего в качестве одного из элементов системы открытого общественного устройства, в рамках которого правовое государство оказывается одним из системных элементов наряду с развитым гражданским обществом и рыночным хозяйством. М.В. Рац справедливо отмечает, что ценность гражданского общества состоит именно в том, что оно “ мешает неправовому государству, просто несовместимо с ним. Тут уж одно из двух: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в “винтиков” и “население”, либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда “винтиками” обязаны быть государственные чиновники” [314]. Правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию, которая лишь неискушенному ''зрителю'' может показаться реальностью.
Рассмотрим некоторые принципы организации и деятельности правового государства.
Так, наиболее важным принципом, определяющим все остальные характеристики и взаимосвязи и, собственно, название данного типа государств, является принцип господства права. Его можно назвать базовым, потому что он характеризует ту атмосферу, в которой должна функционировать рассматриваемая нами модель социального организма. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном осуществлении прав и свобод личности, о разделении властей, о правовой государственности вообще.
В советской правовой науке за десятилетия утвердилось положение о безусловном примате государства над правом, которое лишь инструмент государственной власти. “Социалистическое право, — писал А. Я. Вышинский, — есть...способ подчинения людей и классов установленным господствующим в данном обществе классом порядкам, выгодным и угодным этому классу” [315].
Государство выступало творцом права, а иногда эта роль отводилась даже и не государству, а личности “вождя”, которого, например, называли “творцом Конституции СССР”. Отсюда и расхожая формулировка о том, что “государство предоставляет права гражданам”, что эти права — своего рода “дар” государства народу. В течение многих десятилетий в массовое сознание внедрялась мысль о том, что всеми своими правами и благами советский человек обязан лишь государству, а то и отдельной личности. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты основаны как раз на противоположной философии, утверждающей абсолютную ценность человеческой личности, ее приоритет над государством, прирожденный, естественный характер человеческих прав и свобод. Исходя из этого, представляется возможным подойти с новыми критериями к пониманию закона как внешней формы закрепления права. “Закон — это не продукт произвольной деятельности государства, - пишет В. Н. Кудрявцев [316], - он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости.”
Законодательные установления, которые ущемляют свободы личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, тем самым, противоречат идее правового государства.
Принцип реальности прав и свобод человека предполагает функционирование механизма гарантий. Человек должен быть уверен, что его права, которых он не лишен по закону, обеспечены в любой сфере общественных отношений. Реальность закрепленных в Конституции основных прав и свобод обеспечивается как индивидуальными возможностями самого гражданина, который в праве защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом способами, так и государства в целом. При этом реализуются, прежде всего, связь граждан со всем государством, а не только с его отдельными органами или должностными лицами. При подлинной демократии, в условиях законности, права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления. Демократическое государство отличается именно тем, что его закондательство предусматривает наиболее оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, т.е. гарантирует им право на достойную жизнь и свободное развитие. Таким образом, под гарантиями нужно понимать совокупность созданных государством средств обеспечения гражданам фактических и юридических возможностей пользоваться всеми демократическими правами и свободами. Можно выделить материальные, политические и юридические гарантии.
Материальные гарантии в условиях перехода к рыночной модели экономики связаны, прежде всего, с правовым закреплением частной собственности и предпринимательской деятельности. Именно на базе частной собственности (при использовании возможностей всех других форм собственности создаются необходимые условия, при которых материальная обеспеченность граждан является основой для подлинно свободного осуществления ими своих прав).
Политические гарантии связаны с правом участия граждан в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане привлекаются к формированию и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют равный доступ к государственной службе.
Юридические гарантии, прежде всего, связаны с прямым действием Конституции РФ. Конституция возложила на органы Российского государства важные обязанности по охране прав и свобод граждан. Определила статус Президента России в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, предоставив ему соответствующие полномочия. Граждане имеют на обжалование действий государственных органов и должностных лиц. Огромное значение имеет принципы судебной защиты, зафиксированные в Конституции. Среди последних можно выделить право на обеспечение соответствующей подсудности с предоставлением обвиняемому возможности выбора для рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей; обеспечение презумпции невиновности; установление свидетельского иммунитета, т.е. освобождение от обязанностей давать свидетельские показания в случаях, определенных федеральным законом, в том числе против себя самого, своего супруга, близких родственников и т.д.
Однако при более детальном рассмотрении, приближенном к отечественным реалиям, кроме всего прочего, следует учитывать и то, что формирование правового государства в современной России – это сложный и весьма длительный процесс, который будет разворачиваться только по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев, общечеловеческих и собственно национальных ценностей, построения современного демократического гражданского общества. То обстоятельство, что в России пока нет полноценного демократического, правового государства признал в выступлении перед парламентом Президент РФ, представляя свое первое Послание Федеральному Собранию 24 февраля 1994 года[317]. Кроме того, становление правовой государственности предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между различными органами власти, а также значительно обновленное взаимодействие между правом, обществом и политикой.
§ 3. Формирование правового государства в России:
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 949 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!