Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проявление типа личности и типа характера личности в конфликте



Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особен­ностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют прежде всего две основные психологические оси личности:

• экстраверсия — интроверсия;

• эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность.
В зависимости от доминирования той или иной характеристики

выделяют следующие типы личностей.

(1) Экстраверты люди, требующие постоянной стимуляции,
«подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым
впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характер­ны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость.

(2) Интроверты — стимулы для жизненной активности они черпают
изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.

(3) Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным
эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повы­шенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

(4) Эмоционально стабильные люди им свойственны эмоциональ­ная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко
сочувствовать переживаниям других людей.

Крайние проявления названных качеств у личности очень редки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне ближе к тому или иному полюсу. Но в зависимости от того, в какой степени эти каче­ства присутствуют в человеке, выделяют четыре основных типа харак­тера личности:

• меланхолик;

• холерик;

• сангвиник;

• флегматик.

(1) Меланхолик человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми мелан­холика настораживают новая обстановка и новые люди. Поэтому он
часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна,
поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.

(2) Холерик сочетает черты экстраверта и эмоциональной не­
стабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый,
импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлечен­но берется за новые дела, но сил у него хватает ненадолго. Ему свой­ственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто
вспыльчивы и нетерпеливы.

(3) Сангвиник в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как
общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность. В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в воспри­ятии людей и явлений.

(4)Флегматик сочетает в большей степени свойства интроверта
и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами:
старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, урав­новешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям. Следует отметить, что «плохих» и «хороших» индивидуальных ха­рактеристик не бывает. Как говорится, наши недостатки — продол­жение наших достоинств. Однако важно отметить, что все названные личностные качества человека играют существенную роль в возник­новении и развитии конфликта.

К важным личностным элементам конфликта следует отнести уста­новки личности, образующие идеальный тип индивидуальности. В этой связи немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882—1963) в своем сочинении «Формы жизни» выделил шесть основных идеаль­ных типов людей, соответствующих различиям в их ценностных ориентациях.

(1) Теоретический человек имеет теоретическую установку. В свое
практическое поведение он повсюду вносит систему и логику. В наи­
более чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных
ученых. Люди этого типа являются очень сложными натурами.

(2) Экономический человек он необязательно связан с производством. Самое главное, что основным мотивом, определяющим харак­тер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой
деятельности, а в ее полезном эффекте.

(3) Эстетический человек это эстетически переживающие души. Эти люди живут в мире фантазий, через которые они и воспринимают реальную действительность. Эстетический человек обладает
особой способностью предвидения или проникающей интуицией,
для людей этого типа самым главным является красота души и мир
фантазий, а непосредственное соприкосновение с миром для них
всегда болезненно.

(4) Социальный человек полностью обращен к чужой жизни и
«чувствует себя в другом». Его потребность в самоотречении ради
другого является ведущей жизненной потребностью, а все духовные
действия, имеющие отношение к прагматике, полностью исключаются. Для него социальная установка является организующим прин­ципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направленности — любовь, определяющая все индивидуальное бытие.

(5) Политический человек — ведущей жизненной установкой для
него является власть как способность и стремление делать собствен­ные ценностные ориентации ведущим мотивом других людей. Глав­ная сторона жизни такого человека — самоутверждение через обла­дание властью.

(6) Религиозный человек это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего переживания
религиозных ценностей.

Типы индивидуальности, как и типы характера личности, в жиз­ни редко встречаются в «чистом» виде. Каждый человек лишь в той или иной степени связан с идеальным типом и приближается к нему. Но это не значит, что их можно игнорировать при рассмотрении элементов конфликта. Напротив, их следует учитывать при анализе конфликтного поведения, ибо они, как и другие личностные факто­ры, играют важную роль в его возникновении и развитии.

Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей лю­дей. Вечным и одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И вступая в общение с другими, каждый, так или иначе, сознательно или стихий­но опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкла­дывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе взаимодействие, сделать его более эффектив­ным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить его или даже сделать конфликтным.

Понятно, что этические нормы и правила поведения имеют свою специфику в разных сферах человеческой деятельности и общения. Если, например, говорить о конфликте в сфере бизнеса, то тут этика затрагивает целый комплекс проблем:

(1) социальную ответственность поведения управляющих и со­трудников в организации;

(2) этические нормы поведения руководителей и подчиненных;

(3) цели, преследуемые той или иной организацией, и средства
для их достижения и т.д.

Существуют люди, полагающие, что задача организации состоит прежде всего в том, чтобы добиться максимальной прибыли, невзи­рая на этические нормы. В этом случае они, видимо, будут придавать не особо важное значение таким этическим ценностям, как альтру­изм или любовь к ближнему, выпуская недоброкачественную про­дукцию и отравляя людей, если речь идет о выпуске продуктов пита­ния. Однако для других людей указанные ценности могут иметь су­щественное значение. Понятно, что при взаимодействии первых со вторыми неизбежен конфликт, обусловленный расхождениями в этических ценностях людей.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...