Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Советский период развития законодательства



В первом кодифицированном акте советского государства в силу отсутствия в нем Особенной части уголовная ответственность за незаконное лишение свободы и похищение человека не предусматривалась.

С 1 июля 1922 года был введен в действие на территории РСФСР Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года был введен в действие с 1 января 1927 года и содержал в главе VI «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» статью 149 «Похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов - лишение свободы на срок до трех лет».[13]

Отметим, что УК РСФСР 1926 года является первым уголовным законом, который устанавливает ответственность за похищение человека в уголовном законодательстве советского периода.

Первый советский Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. и последующий УК РСФСР 1926 г. не предусматривали самостоятельную уголовную ответственность за похищение человека. Судебная практика относила похищение человека к простому (ст. 159 УК) или квалифицированному незаконному лишению свободы (ст. 160 УК).[14] Однако когда похищение человека совершалось с целью выкупа за освобождение, и когда похищение не было опасным для жизни и здоровья и не сопровождалось мучениями, ответственность наступала за покушение на грабеж или разбой. Если выкуп был уплачен, то деяние рассматривалось как оконченный грабеж или разбой. В некоторых случаях содеянное квалифицировалось по совокупности преступлений как незаконное лишение свободы и вымогательство.

В то же время похищение, сокрытие или подмена чужого ребенка из мести, корысти или иных личных видов (ст. 162 УК) рассматривались как тяжкое преступление против личной свободы. Признак так называемых личных видов понимался на практике широко, например, если подмена совершалась в интересах ребенка, то его интерес становился личным интересом виновного.

Похищение предполагало умышленное, самовольное (без согласия родителей, опекунов) изъятие ребенка с целью оставления у себя или передачи другому лицу. Самовольное изъятие ребенка без указанной цели рассматривалось как самоуправство (ст. 103 УК). Согласие ребенка на его изъятие значение для квалификации не имело. Возраст ребенка не должен был превышать 14 лет. Ребенок должен был быть чужим; изъятие своего ребенка даже без права на это не составляло этого преступления.

Тесно с этим преступлением смыкалось похищение женщины для вступления в брак (ст. 197 УК), являвшееся пережитком родового быта.

Названные выше составы преступлений против личной свободы сохранились в Уголовном кодексе 1926 г. В нем также решался вопрос в отношении анализируемых посягательств, с той лишь разницей, что лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего или сопровождавшимся причинением ему физических страданий, было не самостоятельным преступлением, как в Уголовном Кодексе 1922 г., а квалифицированным признаком основного состава насильственного незаконного лишения свободы.[15]

УК РСФСР 1960 года, так же как и предыдущие советские уголовные кодексы, содержал нормы об ответственности за похищение ребенка и незаконное лишение свободы. Так, в ч. 1 ст. 125 устанавливалась ответственность за похищение чужого ребенка или подмену ребенка, совершенные с корыстной целью или из низменных побуждений. Преступление наказывалось лишением свободы на срок до семи лет. Те же действия, совершенные без признаков, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывались лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок.

В течение всего времени действия УК 1960 года в него вносились определенные изменения, обусловленные разными причинами, в том числе и социальной обусловленностью каких-либо деяний. Такие изменения были внесены и в группу преступлений против личной свободы в разное время.

С началом демократических преобразований и перестройки социалистического общества изменения политической, экономической и иных областях общественной и государственной жизни начали сопровождаться ростом антисоциальных форм поведения, в том числе и в сфере, затрагивающей личные права и свободы граждан. Имущественное расслоение общества на очень богатых и бедных, появление большого числа предпринимателей, банкиров, иных состоятельных людей, порой запутавшихся в своих отношениях с криминальной или полукриминальной средой, являются той почвой, на которой произошло своеобразное увеличение объектов для преступных посягательств. К этому необходимо добавить многочисленные случаи похищений на национально-этнической почве, похищения представителей власти и детей.[16]

На рубеже 80х - 90х годов судебная практика столкнулась с такой распространенной в то время формой общественно-опасного поведения, как похищение людей. Федеральным законом РФ от 29 апреля 1993 г. в Уголовный Кодекс 1960 г. была введена норма об ответственности за похищение человека (ст. 126), в связи с большим распространением этого преступления. Нельзя игнорировать и процессы, происходящие в преступной среде, где резко возросли материальные запросы, где, начиная с 80-х годов, идет активное становление организованных преступных формирований, распространяется их влияние на различные сферы бизнеса, ведется поиск новых более эффективных способов преступного промысла.

К сожалению, как показала практика применение ст. 125.1 УК РСФСР, ее диспозиция была сформулирована недостаточно определенно, не позволяя точно отграничивать похищение человека от незаконного лишения свободы (ст. 126 УК РСФСР) и захвата заложников (ст. 126.1 УК РСФСР). Кроме прочего в уголовном законодательстве того периода отсутствовали нормы, направленные на защиту интересов потерпевшего, предусматривающие стимулирование отказа от продолжения преступных действий путем смягчения уголовной ответственности в случаях освобождения похищенного человека без причинения ему существенного вреда и отказа от притязаний, побудивших к похищению.[17] Уголовный кодекс 1996г. не только сохранил норму об ответственности за похищение человека, но и расширил сферу этой ответственности, включив в норму и другие, наряду с уже имевшимися, отягчающие обстоятельства.

Как видно из истории ответственность за преступления против свободы в России была введена в 19 веке. К началу 20 века перечень преступлений был расширен. Но с приходом к власти большевиков свободам человека стало уделяться меньшее значение, чем при царской России и в начале второй половины 20 века количество статей уголовного кодекса, которые предусматривали ответственность за преступления против свободы, сократилось до минимума. И только началом распада СССР в уголовный кодекс стали добавлять статьи предусматривающие ответственность за данные преступления.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 508 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...