Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Никлас Луман. особенности, конечно же, общество) способна одновременно или последовательно наблюдать саму себя самыми различными



особенности, конечно же, общество) способна одновременно или последовательно наблюдать саму себя самыми различными, скажем, "поликонтекстуальными", способами. Таким образом, с точки зрения объекта не существует никакого принуждения к интеграции самонаблюдений. Система совершает то, что она совершает.

Сказанное выше относится к социальным системам различного вида, к примеру, к организациям или, как это хорошо известно семейным терапевтам, к семьям. Если теперь обратиться к третьему уровню, на котором следует обсуждать специфику некоторой системы общества, то особую очевидность и особую значимость здесь получают проблемы многообразия возможных самонаблюдений. Ведь общество - как всеохватывающая социальная система - не знает никакой социальной системы вне своих границ. Следовательно, оно вообще никак не может наблюдаться извне16. Правда, психические системы способны наблюдать общество извне; но, если это не обсуждается в коммуникации, если, следовательно, наблюдение практикуется не в социальной системе, то оно и не влечет за собой никаких социальных последствий. Другими словами, общество является крайним случаем поликонтекстуального самонаблюдения, крайним случаем системы, принужденной к поликонтекстуальному самонаблюдению и не действующей при этом подобно объекту, о котором можно иметь лишь одно единственное истинное мнение, так что все остальные, отклоняющиеся взгляды должны рассматриваться как заблуждения. Даже если общество рутинно отличает само себя от своего окружающего мира, все-таки заранее еще не ясно, что же тем самым оказывается отличенным от окружающего его мира. И даже если составляются тексты, то есть описания, управляющие и координирующие наблюдения, то это еще не означает, что соответственно существует единственно истинное описание. Мы не можем безоговорочно принять, что помимо мандаринов и бюрократов также и южно-китайские рыбаки полагали фундаментом империи конфуцианскую этику. И индийская кастовая система как представление единства через дифференцию в своих проявлениях выказывала сильные региональные различия, несовмес-





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 153 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...