Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в информационно-духовных процессах, универсальностью и разнообразием, высоким уровнем социальной ответственности, творческим характером, парадоксальностью и драматизмом, проецируется на личность журналиста, диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать представитель этой профессии. Короче говоря, формирует модель журналиста, как некую целостность основных профессиональных, гражданских, нравственных, психологических, творческих, социально-демографических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе.
В обобщенном виде такая модель может быть представлена в виде таблицы, в основании которой лежат социально-демографические и психологические качества, а над ними надстроены нравственные, гражданские и, наконец, профессиональные.
Такая общая модель модифицирована (уточнена, изменена) для основных специализаций в журналистике: репортер (профессиональная деятельность преимущественно типа «человек—человек», Ч—Ч), аналитик («человек—знак—идея—проблема», Ч—3), публицист («человек—художественный образ», Ч—ХО). Из телевизионных специализаций приведена одна — «ведущий ток-шоу», организующий общение в студии. Это тоже специализация прежде всего типа «человек—человек».
Причем одни признаки (демографические, психологические, профессиональные) описаны подробно по разным специализациям. Другие (гражданские, нравственные) относятся ко всем названным специализациям, и хотя имеют оттенки, но не столь значительные, чтобы их поименовывать отдельно (табл. 2).
Разберем более подробно каждый из структурных элементов приведенной модели журналиста и ее модификаций для разных видов деятельности
Социально-демографическая структура
Пол
Журналистская профессия по преимуществу мужская. Почему? Потому что очень сложна, напряженна, требует огромных физических и нервных затрат, выносливости, связана с частыми поездками. Однако данные социологических исследований в разных
S-927
Таблица
Модель журналиста и основных специализаций
Журналист | Репортер | Аналитик | Публицист | Ведущий |
Ч-Ч, Ч-З, Ч-ХО | Ч-Ч | Ч-З | Ч-ХО | ток-шоу,Ч—Ч) |
Профессио- | т | |||
нальные | ||||
Талант, | Оперативность, | Компетентность | Эрудиция | Артистизм '' |
литературные, | быстрая реакция | Аналитичность, | Ярко выражен- | Обаяние |
творческие | Мобильность | владение логикой | ные литератур- | Коммуникабель- |
способности | Адаптивность | Небанальность, | ные способнос- | ность |
Любовь к | Помехоустойчи- | нестандартность | ти, образная | Быстрота |
профессии | вость | мышления | метафорическая | реакции |
Оперативность | Стрессоустойчи- | Независимость | речь | Импровизацион- |
Мобильность | вость | суждений | Творческая | ность |
Коммуникабель- | «Репортерский | Объективность | индивидуаль- | Индивидуальный |
ность, эмпатия | нюх» | Критичность | ность, нестандар- | стиль, «свое |
Эрудиция, | на новости | Диалектизм | тность | лицо», имидж |
компетентность | Смелость | Культура | Способность | Раскованность |
Любознатель- | мужество | дискуссии | влиять на | Искренность, |
ность | Находчивость | Политическая | аудиторию, | заинтересован- |
Наблюдатель- | Наблюдатель- | культуры | заражать, | ность |
ность | ность | Прогностические | убеждать ее | Уверенность в |
Объективность | Коммуникабель- | способности | Аналитические | себе |
Адаптивность | ность | способности | Телегеничность | |
Находчивость, | Любознатель- | Независимость | Хорошая речь, | |
быстрота реакции | ность | суждений | тембр | |
Мужество, | Информирован- | Остроумие, | ||
смелость | ность | юмор | ||
Работоспособ- | Выносливость | Способность | ||
ность | работать в | |||
Выносливость | прямом эфире | |||
Инициативность | ||||
Стрессоустойчи- | ||||
вость | ||||
Гражданские | ||||
Чувство социальной ответственности | , гражданственность | |||
Чувство социальной справедливости, | ответственность перед аудиторией | |||
Моральные | ||||
Человеколюбие, гуманизм | ||||
Скромность, порядочность | ||||
Неподкупность | ||||
Этичность | ||||
Психологические | ||||
Тип личности: | ||||
экстраверт, амбивеот | Экстраверт | Любой | Любой | Экстраверт |
Темперамент: | Сангвиник, | Любой | Любой | Сангвиник, |
сангвиник | холерик | холерик | ||
Внимание: объем, | Объем, | Сосредоточен- | Сосредоточен- | Объем, распре- |
распределяе- | распределяе- | ность | ность | деделяемость, |
мость, переклю- | мость, переклю- | переключаемость | ||
чаемость | чаемость | |||
Память: разные | Зрительная, | Логическая | Образная | Зрительная, |
типы | слуховая, | слуховая | ||
оперативная |
Продолжение табл. 2
Журналист ч-ч, ч-з, ч-хо | Репортер Ч-Ч | Аналитик Ч-З | Публицист Ч-ХО | Ведущий ток-шоу, Ч—Ч |
Мышление: широкое, быстрое, смешанное право-левополу-шарное, логическое и | Быстрое, широкое смешанное | Глубокое, проблемное, логическое | Образное, критическое | Быстрое, широкое, смешанный тип |
Способности: журналистские, | Репортерские | Исследовательские | Публицистические | режиссерские, сценаристские |
Характер: по знакам зодиака знаки огня и воздуха | Знаки огня и воздуха | Любые | Любые | |
Социально-демографические | Мужской | Мужской | Любой | Любой |
Возраст: средний | Молодой | От среднего и старше | Любой | |
Тип образования: журналистское, специальное | Журналистское | Журналистское, специальное по сфере специализации | Журналистское, литературное, специальное | театральное |
Опыт работы: разный | Разный | В сфере специализации | Разный |
странах показывают, что постепенно профессия феминизируется, хотя в целом процент мужчин-журналистов в полтора-два раза
больше, чем женщин.
До революции женщин в российских редакциях было мало. Среди пятидесяти женщин, так или иначе причастных к журналистике (переводчицы, издатели, редакторы), Б. И. Есин называет всего нескольких, занимающихся собственно журналистской работой: обозревательницу Е. С. Щепотьеву, корреспондентов (в том числе иностранных) А. М. Гальперсон, А. Е. Европеус, Е. Н. Янжул-Вель-яшеву, публицистов Е. И. Конради, Е. Г. Бартеневу, С. В. Корвин-Круковскую-Жаклар, М. И. Цебрикову*. В дореволюционную эпоху начали свою публицистическую деятельность и блестящие журналистки советского времени: Л. Рейснер, М. Шагинян, М. Шкап-ская, И. Арманд, К. Самойлова.
И все-таки среди 460 членов дореволюционного союза журналистов в России была всего одна женщина**.
* См.: Есин Б. И. Путешествие в прошлое. М., 1983.
** См.: Круглова А. Журналистки // Журналист. 1929. № 3.
По данным В. Дембо, в 1926 г. в редакциях страны насчитывач лось только 7% женщин, в 1929 г. их доля увеличилась до 10%*.
В 60-е годы XX в. в районных газетах женщин было 25%, в 70-^j в разных СМИ — 35%. В начале 90-х (данные российско-американ^ ского исследования) — 37%. В американских редакциях работало 4 то время 34% женщин, причем процесс феминизации шел активнее, чем прежде. В целом по результатам международного исследования «Глобальный журналист», в котором участвовало 22 CTpaHbij (The Global Journalist, 1998), оказалось, что в редакциях работает! примерно 35% женщин, хотя в некоторых северных и восточных! странах этот процент выше.
В России сейчас в силу многих обстоятельств (широкого рас-! пространения массовой прессы, востребующей женское эмоцио-1 нальное перо, малых доходов журналистов провинциальных СМИ,| на которые мужчины-журналисты не в состоянии содержать се—| мьи, а потому уходят в другие сферы деятельности) процент женщин в редакциях повысился, доходя порой до пятидесяти и даже: более процентов, особенно в районной прессе, где оклады и го- i норары весьма невелики.
Женщины-журналистки успешно трудятся на традиционно] «женских» должностях в отделах культуры, писем, социальных! проблем. Среди них есть яркие публицисты. Широко известны были; в 60—70-е годы имена Татьяны Тэсс, Нины Александровой, позже | Инны Руденко, Ольги Кучкиной, Ольги Богуславской и др. «Муж- \ скими» по силе и способности найти суть, нащупать нерв пробле-; мы, отыскать самые яркие и сенсационные факты можно назвать | перья известных представительниц расследовательской журналистки Евгении Альбац, Натальи Геворкян, Зои Ерошок, Юлии Калининой, Ларисы Кислинской, Анны Политковской.
Среди репортерских имен в телевизионной журналистике, пожалуй, первое место принадлежит Елене Масюк. Поражали ее сме- j лые репортажи из Чечни, когда она добивалась встреч с лидерами, которые не общались с другими журналистами. Вся страна была удивлена мужеством Елены Масюк, когда она несколько месяцев провела в нечеловеческих условиях чеченского плена вместе со своими коллегами-журналистами. Казалось бы, что после такого страшного испытания она должна бросить репортерство в «горячих точках». Однако сразу после освобождения из плена Елена уехала в Афганистан, потом сделала серию блестящих, сенсационных репортажей с Тихоокеанского побережья.
* См.: Дембо В. Бюджет работника печати (Итоги бюджетного исследования). М.; Л., 1927.
На телевидении вообще много прекрасных представительниц нашей профессии: от кумиров прошлых лет Светланы Жильцовой, Элеоноры Беляевой, Юлии Белянчиковой до теперешнего созвездия телевизионных ведущих: Светланы Сорокиной, Татьяны Митковой, Юлии Меньшовой, Марианны Максимовской, Екатерины Андреевой, Жанны Агалаковой, Людмилы Зайцевой, Оксаны Пушкиной и др. Много молодых ведущих-женщин в музыкальных и развлекательных программах.
И все же, как показывают исследования, журналистская профессия в силу своей сложности до сих пор остается по преимуществу мужской. Если в молодом возрасте женщин и мужчин в редакциях почти поровну, то в старших возрастных группах процент женщин сокращается. Часто причиной бывают житейские, бытовые проблемы. Порой в журналистике остаются те, кто отказался от семейной жизни. Неудивительно, что одиноких журналисток больше, чем холостых мужчин. Особенно это характерно для американок, работающих в редакциях, среди которых 36% ответивших на анкету никогда не были замужем. Среди опрошенных российских журналисток таких 15%.
Перед девушками, размышляющими о выборе профессии, стоит вопрос: быть в журналистике или не быть, а если быть, то чем заниматься, чтобы реализовать свой творческий потенциал и дарованные природой способности: коммуникабельность, эмоциональность, интуитивность, гуманистическую направленность, адаптивность.
В журнале «Журналист» (1992. № 2—3) была проведена дискуссия о том, женская ли это профессия. Редактор семейного еженедельника «Сударушка» Наталья Зайцева и собкор итальянской газеты «Республика» в Москве Фьяметта Кукурния признали: мужская, тяжелое ремесло. Но право женщины на журналистику решительно отстаивали их коллеги, особенно Евгения Альбац: «Можно быть только плохим и хорошим журналистом, вот и все». Главный редактор женского журнала «Шарм» Маргарита Ломуно-ва убеждена: преимущество женщин в том, что они обладают особым даром предвидеть и поэтому им часто удается то, что не удается мужчинам. Например, пробраться к знаменитости и взять у нее интервью. Фьяметта Кукурния добавила, что у женщин особое чутье, которое позволяет им с большой степенью достоверности изложить мельчайшие детали происходящего, заметить то, что ускользает от взгляда самого опытного мужчины-журналиста. Но стоит прислушаться и к аргументам Натальи Зайцевой: «Мужчины более приспособлены к этой профессии. Они пронырливей, взвешенней смотрят на проблемы. Над мужчиной не висит дом, се-
мья, ему легче быть постоянно готовым к неожиданном отъез К тому же, на мой взгляд, у мужчин перо сильнее».
В целом для репортерской, особенно криминальной и военно| специализации лучше подходят мужчины, да и для аналитиче кой — тоже. А вот публицистика хорошо удается и женщинам. О* прекрасно смотрятся в роли ведущих на телевидении, их голоса н| радио кажутся особенно теплыми и задушевными. И конечно, отч делы культуры, искусства, семейные и женские издания — поле применения женских талантов, их эмоциональной восприимчиво! сти, чувства прекрасного. Однако по типу работы (и по даннь социологических исследований) ежедневные газеты (особенщ отделы политики, экономики, спорта), информационные агент^ ства, как правило, в основном востребуют мужчин.
Следует добавить, что у некоторых женщин бывает «мужской» тип личности, мужской ум и мужской характер и, наоборот, «фей минный» тип личности встречается у некоторых мужчин. Ученые называют такой социальный пол (в отличие от физиологическое го) тендером. В работе очень интересного, хотя и небесспорног по идеям, австрийского психолога Отто Вейнингера «Пол и рактер» изложена следующая концепция: если расположить все)! людей в континууме (как бы на одной прямой, поделенной множество участков) между, так сказать, «супермужчинами» и «cyj перженщинами», то каждый человек займет определенное мест«на этой шкале: некоторые женщины попадут на «мужскую» терри^ торию этой прямой, а мужчины — на «женскую».
Истоки «мужской» и «женской» журналистики исходят из того! что у мужчин преобладает левополушарное, рациональное, ческое мышление в отличие от правополушарного, эмоциональ-^ но-интуитивного у женщин. По данным социопсихологических иен следований*, среди тех, кто пишет на темы экономики, — 705 левополушарных. И наоборот, среди тех, кто освещает культурн> тематику, — 65% правополушарных журналистов.
Поэтому при выборе специализации в журналистике полезнс определить свой тип личности в связи с особенностями типа мышления и характера.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 756 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!