![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Общество по Лаврову - это солидарное сожительство сознательных особей для коллективной деятельности ради общих целей. Поэтому социология по Лаврову должна изучать «вопросы о законах явлений солидарности». Таким образом, солидарность - это ключевое понятие, которое вводит в систему социологии Лавров.
Социология - это наука, изучающая и группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремящиеся открыть ее законы. Она исследует формы проявления, усиления и ослабления фактов солидарности. Основной факта солидарности выступают человеческие потребности, которые могут быть удовлетворены только коллективно. Таким образом, социология интерпретирует законы связи личности и коллективности. Важно также то, что Лавров считал социологию как теоретической, так и практической наукой. Теоретически осмыслив формы солидарности, социология должна указывать пути и средства их осуществления, определять законы построения справедливого общежития. У Лаврова социология сильно сближается с этикой (наука о нравственности, морали), так как занимается обоснованием социального идеала - социализма, то есть общества, построенного на принципах справедливости. Таким образом, по Лаврову истинная социология - это социализм.
Формы солидарности изучаются Лавровым в статическом и динамическом аспекте, поэтому история по Лаврову- это виды социальных комбинаций форм солидарности, их общность, отличия, повторения.
Принцип антропологизма.
Социология связана с народничеством, так как занималась анализом социальной солидарности и предлагала пути перехода к социальному идеалу в виде крестьянской общины. Отношения в социальной общине идеализировались и предлагались в качестве целей прогресса. Ключевым в социологии Лаврова выступает принцип антропологизма, который происходит из непознаваемости реального объективного мира. Единственно бесспорным выступает человек, его мышление, действие и сознание, которые позволяют рационализировать цели. Поэтому общий закон социальной жизни, который стремился открыть Лавров, можно понять, только объясняя общественную жизнь, исходя из потребностей и деятельности человека. Поэтому социальное познание - это равно социальная деятельность, то есть постоянное достижение людьми своих целей, а социологическая наука- это теория человеческой деятельности.
2. Субъективный метод в социологии по П.Л. Лаврову.
Лавров полагает, что для человека нет ничего вне осознаваемого мира, мир выстраивается в контексте способов его осознания - мир вторичен. Цели человека также реальны, как и объективный мир. Категории субъективные и объективные – это только феномены сознания, которые отражают особенности восприятия объектов, их специфику. Вместе с тем научное познание объективно, но субъект все время оценивает полученные знания, и поэтому социальные факты означают не только знание, но и понимание реальности. Таким образом, для Лаврова очень важна роль познающего субъекта. Вот почему его взгляды относятся к субъективистской школе в социологии. Субъект у Лаврова осуществляет три операции в ходе познания. Во-первых, оценивает важность фактов. Во- вторых, признает социальные элементы здоровыми или патологией. В-третьих, оценивает возможности событий и их тенденций. Таким образом, социология Лаврова объединяет объективный метод определения фактических данных и субъективный принцип выявления цели деятельности личности и общества. Через применение нравственных критериев к социальным явлениям (отдельная разновидность - этический подход).
Основные работы: «Очерки вопросов практической философии» и «Исторические письма».
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!