Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скажи(им) (о, пророк): "Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха"»[590]. 2 страница



Можно предположить, что люди появились на свет сами по себе. Их никто не создавал, и они возникли без постороннего вмешательства. Конечно же, это – явный абсурд.

Можно также предположить, что они сами сотворили самих себя, но и такое невозможно. Трудно даже предположить, как можно сотворить самого себя.

А если ни то, ни другое невозможно, то нам остается только признать существование Творца, которым является Всевышний Аллах. Каждый, кому становится ясна эта истина, непременно осознает и то, что только Аллах заслуживает поклонения Своих творений.

[48] Сура ат-Тур, аят 35.

[49] Сура аль-Мумминун, аят 115.

[50] Сура аль-Къияма, аяты 36-38.

[51] Всевышний сообщил о том, что сотворение небес и земли преисполнено совершенной мудрости. Господь не сотворил вселенную ради забавы или развлечения и не превратил ее в нечто бессмысленное и бесполезное. Так думают только неверующие. Они не веруют в своего Господа и поэтому осмеливаются говорить о Нем то, что не подобает Его величию и совершенству. Горе же тем, которые не веруют! Огненная геенна выместит на адских пленниках всю свою ненависть, и их страдания будут мучительны и невыносимы.

Аллах сотворил небеса и землю в истине и ради истины. Эти великие творения свидетельствуют о совершенном знании, Всемогуществе и неограниченной власти Всевышнего Аллаха. Только Он заслуживает поклонения Своих рабов, а все остальное на небесах и на земле не достойно ни поклонения, ни обожествления. Грешники не задумываются над этим, но настанет Судный день, и тогда Аллах воскресит все творения и свершит справедливый суд над праведниками и преступниками.

[52] Сура Сод, аят 27.

[53] Сура аз-Зарийат, аяты 56-58.

[54] Сура аль-Джасийа, аят 24.

[55] Сура аль-Къалям, аяты 35-36.

[56] Сура аль-Джасийа, аят 21.

[57] Сура Сод, аят 28.

[58] Муслим, 1718. Также похожий хадис есть у имама аль-Бухари, 2697.

[59] Сура аль-Маида, аят 3.

[60] Сура ан-Ниса, аят 80.

[61] Сура ан-Ниса, аят 64.

[62] Сура ан-Нур, аят 54.

[63] Сура ан-Нур, аят 56.

[64] аль-Бухари, 7280.

[65] Муслим, 153.

[66] Сура аль-Муззаммиль, аяты 15-16.

[67] Сура ан-Ниса, аят 165.

[68] Сура аль-Бакара, аят 143.

[69] Сура аль-Мульк, аяты 8-9.

[70] Сура ан-Нази’ат, аят 24.

[71] Сура Нух, аят 25.

[72] Сура Гъафир, аят 46.

[73] Сура Гъафир, аят 46.

[74] Сура Худ, аят 102.

[75] Сура аль-Джинн, аят 18.

[76] Таухид – это единобожие.

[77] Сура аз-Зумар, аят 65.

[78] Сура аль-Ан’ам, аят 88.

[79] Сура ан-Ниса, аят 36.

[80] Сура аль-Беййина, аят 5.

[81] Сура аль-Анбийа, аят 25.

[82] Сура аль-Исра, аят 23.

[83] Тагут - это все, что обожествили и чему поклоняются, помимо Аллаха.

[84] Сура ан-Нахль, аят 36.

[85] Сура аль-Бакара, аят 256.

[86] Сура Йусуф, аят 106.

[87] Муслим, 2985.

[88] Ахмад ибн ‘Али аль-Бадауи. Родился в городе Фас (город в Марокко). Но известность и уважение получил в Египте. Скончался в 675 г/х. Захоронен в одном из городов Египта – Танте. Его могила считается самым большим идолом Египта, как поведал об этом шейх Мухаммад Хамид аль-Факый в своих комментариях к «Фатх уль-Мажид». В некоторых книгах приходит указание, что Бадауи был из тех, кто не совершал намаз!!!

[89] Джахилия – данное слово служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

[90] Аулия – в основе это люди, отличающиеся крайним благочестием, неуклонно выполняющие все религиозные обязанности и добровольно совершающие много благих дел. Хотя представители суфийских тарикатов часто называют своих шейхов и предводителей «аулиями» (приближенными) Аллаха.

[91] Сура аз-Зумар, аят 3.

[92] Сура аль-Джинн, аят 18.

[93] Сура аль-Джинн, аят 18.

[94] Аллах Всевышний сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета». (Сура ан-Нур, аят 36-38).

[95] Муслим, 532.

[96] аль-Бухари, 435, 436; Муслим, 531.

[97] Ширк – это многобожие, придание Аллаху сотоварищей.

[98] Сура аль-Джинн, аят 18.

[99] Сура аль-Хадж, аят 26.

[100] Сура аль-Джинн, аят 18.

[101] ‘Абдулькадир ибн Аби Салих аль-Джийляни – провел жизнь в Багдаде. Один из ученых ханбалитского мазхаба, был известен своим аскетизмом и праведностью. Некоторые его убеждения были подвержены критике. После его смерти на него было возведено много лжи суфиями так, что ему были приписаны различные ложные убеждения и деяния, в то время как принято считать, что он непричастен к этому, а Аллаху это ведомо лучше. Скончался в 561 г/х.

[102] Передают со слов Абу Хурайры, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что и посланникам, и Он сказал: "О посланники! Вкушайте благoe и совершайте праведные дела". (Сура аль-Мумминун, аят 51). Он (Аллах) также сказал: "О те, кто уверовал! Вкушайте то благое, чем Мы наделили вас". (Сура аль-Бакара, аят 172) ».

Абу Хурайра сказал: «А потом пророк упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает руки к небу, повторяя слова "О Господь мой!", и сказал: "Однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и кормили его запретным, так может ли быть дан ответ на его мольбу?!"». Муслим, 1015.

[103] Сура аль-Муджадаля, аят 22.

[104] Сура ан-Ниса, аят 141.

[105] Сура ат-Тауба, аят 71.

[106] Сура аль-Муджадаля, аят 22.

[107] Сура аль-Мумтахана, аяты 1-4.

[108] Речь идёт об обещании данном тогда, когда сказал Ибрахим, мир ему: «Мир тебе! Я буду просить прощения для тебя у моего Господа: (ведь) поистине Он ко мне снисходителен…». (Сура Марьям, аят 47)

[109] Сура ат-Тауба, аят 114.

[110] Сура аш-Шура, аят 52.

[111] Джибриль - это один из приближенных, обладающих почетом ангелов.

[112] Сура ан-Нахль, аят 102.

[113] Сура аш-Шу’ара, аяты 193-194.

[114] Сура аль-Кахф, аят 108.

[115] Сура аль-Муджадаля, аят 19.

[116] Сура аль-Анфаль, аят 61.

[117] Сура аль-Мумтахана, аят 8.

[118] Аллах заповедал человеку хорошо относиться к родителям и непременно спросит его о том, соблюдал он эту заповедь или нет? Человек обязан благодарить Аллаха, поклоняться Ему, выполнять свои обязанности перед Ним и не использовать Божьи милости для совершения грехов. А наряду с этим ему велено почтительно относиться к родителям, говорить с ними кротко и учтиво, делать им добро, смиренно вести себя перед ними, уважать их, оказывать им поддержку и всячески избегать любых поступков и речей, которые могут обидеть их.

Аллах заповедал человеку поступать так и возвестил о том, что человек непременно вернется к Аллаху, который ниспослал ему эту заповедь и обременил его этой обязанностью. И тогда Аллах спросит своего раба: "Соблюдал ли ты эту заповедь? Если ты соблюдал ее, то непременно получишь щедрое вознаграждение. Если же ты нарушал ее, то будешь подвергнут мучительному наказанию".

А говоря о причине, которая обязывает человека почтительно относиться к родителям, Всевышний Аллах напомнил о том, что мать носит своего ребенка во чреве, испытывая изнеможение за изнеможением. С момента зачатия беременная женщина становится прихотливой, болезненной, слабой и тяжелой. Затем начинаются родовые схватки, которые причиняют женщине очень сильные боли. А после рождения ребенка она заботится о нем, воспитывает его и кормит его грудью в течение еще двух лет. Разве ж человек не должен хорошо относиться к тому, кто переносит ради своего ребенка столько трудностей и вместе с тем испытывает к нему самую сильную любовь?

Но, почитая родителей, нельзя повиноваться им тогда, когда они призывают человека приобщать к Аллаху сотоварищей. Ослушание родителей в этом вопросе не является непочтительным отношением к ним, потому что обязанности человека перед Аллахом важнее, чем его обязанности перед любым творением. Нельзя повиноваться творениям, если при этом ты ослушаешься Творца.

Всевышний не велел человеку относиться к родителям с неуважением, если они станут побуждать его к язычеству и многобожию. Он велел не повиноваться им только тогда, когда они подталкивают его к совершению греха. Но даже в этом случае он должен быть добр к ним. И поэтому Аллах велел человеку сопровождать таких родителей в этом мире и делать им добро, но не повиноваться им, если они попытаются склонить его к неверию или ослушанию.

[119] Сура Лукман, аяты 14-15.

[120] Аллах Всевышний сказал: «Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги». (Сура аль-Маида, аят 5)

Аллах позволил мусульманам есть животных, которые были зарезаны людьми Писания. Это не относится к животным, зарезанным остальными неверующими, и мусульмане не имеют права употреблять их в пищу. Причина этого заключается в том, что люди Писания считают себя последователями пророков и приверженцами священных писаний, а известно, что все Божьи посланники запрещали совершать жертвоприношения кому-либо, кроме Аллаха, поскольку подобный поступок является проявлением многобожия. Иудеи и христиане признают, что совершать жертвоприношения кому-либо, кроме Аллаха, категорически запрещено, и поэтому мусульманам позволено есть мясо животных, которых они режут. Этим они отличаются от всех остальных неверующих.

После этого Аллах позволил мусульманам жениться на свободных и целомудренных верующих женщинах, а также на свободных и целомудренных женщинах из числа людей Писания, т.е. иудеев и христиан.

Если же женщина не является целомудренной и совершает прелюбодеяния, то мусульманам запрещается жениться на ней, независимо от того, является она мусульманкой или принадлежит к людям Писания, поскольку Всевышний сказал: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено». (Сура ан-Нур, аят 3).

Затем Аллах приказал мужьям заботиться о целомудрии своих жен, избегая половой близости с другими женщинами. Наряду с этим Аллах запретил распутствовать, совершая прелюбодеяния с любыми женщинами, и сожительствовать с любовницами. Это объясняется тем, что среди невежественных людей есть распутники, которые готовы совершить прелюбодеяние с любой женщиной, и такие, которые совершают прелюбодеяния со своей подругой или возлюбленной. Всевышний Аллах сообщил, что все подобные поступки несовместимы с целомудрием и что вступающий в брак мужчина не должен быть прелюбодеем.

[121] Сура аль-Маида, аят 8.

[122] Сура аз-Зарийат, аят 56.

[123] Ханиф - человек, исповедующий чистое единобожие. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.

[124] Сура ан-Нахль, аят 120.

[125] Сура ан-Нахль, аят 123.

[126] Сура али ’Имран, аят 67.

[127] Сура ан-Нахль, аят 123.

[128] Сура аль-Хадж, аят 78.

[129] ‛Ибада – это поклонение.

[130] Ихляс – это искренность; искреннее исповедание единобожия.

[131] Сура аль-Бакара, аяты 21-22.

[132] Сура аль-Бакара, аят 21.

[133] Сура аз-Зариййат, аят 56.

[134] По Своей милости Аллах подчинил людям землю и небесные тела, солнце и луну, звезды и планеты, животных и растения, рудники и многое другое, что приносит людям большую пользу и в чем они так нуждаются. Все это обязывает сынов Адама изо всех сил благодарить Аллаха за Его милости и размышлять над Его знамениями и законами. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих, потому что сотворение вселенной и подчинение ее человеку свидетельствуют о Всемогуществе Аллаха и Его непреложной воле.

Совершенство и точность, с которыми Аллах создал свои творения, свидетельствуют о безграничности Его мудрости и знания. Величие и многочисленность этих творений свидетельствуют о необъятности Его владений и неограниченности Его власти. Множество творений, выполняющих определенную, а порой и прямо противоположную роль свидетельствует о том, что Он творит все, что пожелает. Огромная польза, которую все Божьи создания приносят для мирской и Последней жизни человека, свидетельствует о безграничности Его милосердия и добродетели. А все это вместе свидетельствует о том, что Аллах является единственным Богом, достойным поклонения, любви и унижения перед Ним, и что все Его посланники проповедовали сущую истину.

Все эти логические доводы совершенно ясны и не оставляют сомнения в своей объективности.

[135] Сура аль-Джасия, аят 13.

[136] Сура аз-Зариййат, аяты 56-58.

[137] Сура Ибрахим, аят 8.

[138] Сура ан-Ниса, аят 36.

[139] А затем перечисляются права остальных шести категорий: «… беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы».

[140] Сура аль-Исра, аят 23.

[141] Сура аль-Ан’ам, аят 151.

[142] Сура аз-Зариййат, аят 56.

[143] Фитра – это врождённое свойство; естественная предрасположенность к чему-либо.

Ибн Касир пишет: «Это значит, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» [Нихайа. Т. 3. С. 457].

[144] Сура аз-Зухруф, аят 87.

[145] Сура ат-Тур, аяты 35-36.

[146] Сура ан-Ниса, аят 36.

[147] Сура аль-Ан’ам, аяты 151-152.

[148] Сура аль-Ан’ам, аят 151.

[149] Не будь убежден в том, что среди творений есть такое, которое заслуживает хотя бы крупицы поклонения, и не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо в противном случае ты окажешься униженным и покинутым. Аллах, Его ангелы и Его посланники – все они запрещают приобщать к Аллаху сотоварищей и самым суровым образом порицают тех, кто поступает таким образом. Они нарекают многобожников самыми унизительными именами и самыми отвратительными эпитетами.

Многобожники, которые удостаиваются этих порочных имен и отвратительных эпитетов, лишаются всяческой поддержки в мирских и духовных вопросах. И чем больше они отдаляются от своего Господа, тем ощутимее становятся их лишения. Стоит человеку связать свои надежды с кем-либо, помимо Аллаха, как он лишается Его покровительства. Его единственным покровителем становится тот, на кого он положился, тогда как ни одно творение не способно принести пользу другому без позволения Аллаха. И если человек, который поклоняется вместо Аллаха творениям, удостаивается презрения и лишается поддержки со стороны Аллаха, то праведник, который поклоняется одному Аллаху, искренне служит Ему и уповает только на Него, заслуживает похвалы и удостаивается Божьей поддержки во всех начинаниях.

[150] Сура аль-Исра, аят 22.

[151] Всевышний Аллах еще раз запретил поклоняться наряду с Ним вымышленным божествам. Именно это предписание открывает и завершает череду божественных заповедей. И если человек нарушает его, то он будет вечно гореть в адском пламени, ибо всякий, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, лишается возможности попасть в райские сады и обрекает себя на вечные страдания в преисподней. Там грешники будут порицаемыми и отверженными. Аллах, ангелы и все человечество будут порицать, осуждать и проклинать их.

[152] Сура аль-Исра, аят 39.

[153] аль-Бухари, 6861; Муслим, 86.

[154] Они поклоняются только одному Аллаху, будучи Его искренними и преданными рабами. Они обращают свои молитвы только к Нему и отворачиваются от всего, что связано с язычеством и многобожием. Они не посягают на жизнь мусульман и иноверцев, которые живут в мире с мусульманами на договорных основаниях. Однако этот запрет не распространяется на преступников, которые совершили убийство, на женатых мужчин и замужних женщин, которые совершили прелюбодеяние, и на упорствующих неверных, которые заслуживают смерти. Помимо всего прочего, праведники, о которых поведал Всевышний Аллах, стремятся блюсти целомудрие и не прелюбодействуют, поскольку они охраняют свои половые органы только для своих жен и тех, кем овладели их десницы, за что им нет порицания.

Это предупреждение относится ко всем, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, убивает людей вопреки запрету Аллаха или прелюбодействует. Они будут подвергнуты мучительному наказанию.

[155] Сура аль-Фуркъан, аят 68.

[156] аль-Бухари, 2766; Муслим, 89.

[157] Сура аль-Маида, аят 72.

[158] Сура ан-Ниса, аят 48.

[159] Сура Лукман, аят 13.

[160] Сура ан-Ниса, аят 48.

[161] Сура ан-Ниса, аят 116.

[162] Сура ат-Тауба, аят 5.

[163] Сура аль-Фаджр, аят 20.

[164] Сура аль-’Адийат, аят 8.

[165] Если Аллах является единственным, кто посылает облака и проливает дожди, благодаря которым люди добывают пропитание, единственным, кто управляет делами, кому покорны величественные творения, вызывающие страх и беспокойство у других тварей, единственным, кто обладает безграничным могуществом, то Его по праву можно назвать единственным, кто заслуживает поклонения. Все творения должны поклоняться одному Аллаху, у которого нет сотоварищей, и искренне обращаться к Нему с молитвами, свидетельствуя о своем смирении и испрашивая Его милость. Никто не заслуживает того, чтобы к нему обращались с молитвами, чтобы его боялись, чтобы на него надеялись, чтобы его любили, чтобы его желали, чтобы остерегались, чтобы к нему стремились, кроме Всевышнего Аллаха, потому что право на поклонение является Его исключительным правом. Поклонение Аллаху является истинным, тогда как поклонение творениям является ложным и бесполезным.

Идолы и другие божества, которых люди приобщают в сотоварищи к Аллаху, не могут ответить на молитвы тех, кто обращается к ним за помощью и поклоняется им. Они не способны удовлетворить ни большие, ни малые просьбы своих почитателей, связанные с мирской или будущей жизнями.

[166] Сура ар-Ра’д, аят 14.

[167] Сура Гъафир, аят 14.

[168] Сура ан-Ниса, аят 36.

[169] Сура аль-Фатиха, аят 2.

[170] аль-Бухари, 1338; Муслим, 2870; Абу Дауд, 4753.

[171] Сура Ибрахим, аят 27.

[172] Аллах Всевышний сказал: «Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках. Таков Аллах, ваш Господь». (Сура аз-Зумар, аят 6)

Шейх ас-Са’ади сказал, разъясняя этот аят: «О люди! Когда вы находитесь в утробах своих матерей, вас не касается рука человека, и никто не в состоянии разглядеть вас в кромешной тьме. Вы меняете свое обличье и превращаетесь из одного творения в другое в тесных утробах своих матерей, где вас окружают три тьмы: тьма материнского живота, тьма женской матки и тьма плаценты. Таков Всевышний Аллах. Он сотворил небеса и землю, подчинил себе солнце и луну, создал вас из небытия и одарил вас скотом и многими другими благами. Он заботится о вас и управляет вами, и только Он заслуживает поклонения и обожествления. Он не нуждается в сотоварищах для того, чтобы создавать творения и заботиться о них, и не нуждается в сотоварищах для того, чтобы разделять с ними свое право на поклонение. Власть принадлежит только Ему. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Но до чего же люди совращены с истинного пути!»

[173] Пропитание находится в руках Аллаха. Если Он лишает вас пропитания, то никто не накормит вас. Любой сотворенный слишком слаб и не в силах прокормить даже самого себя. Так как же он прокормит другого? Вот почему только Всемогущий Благодетель, дарующий милости и пропитание Своим рабам, заслуживает того, чтобы Ему поклонялись. Но неверующие все равно не прекращают превозноситься над истиной и упорствовать в отчуждении, т.е. убегать от правой веры.

[174] Сура аль-Мульк, аят 21.

[175] Всевышний Аллах обязался обеспечивать пропитанием и мирским уделом все живые существа, обитающие на поверхности земли, будь то люди либо животные, обитающие на суше или в воде. Все они получают пропитание от Аллаха. Ему ведомо о местах обитания и проживания своих творений, а также о местах, куда они направляются и приходят. Поэтому сердца творений должны полагаться на Господа, который обязался обеспечить их мирским уделом, и доподлинно знает о них и их качествах.

[176] Сура Худ, аят 6.

[177] Всеблагой и Всевышний Творец поведал о том, что Он один заботится о пропитании всех своих творений. Как сильные, так и беспомощные твари кормятся только благодаря заботе своего Господа. А сколько есть животных, которые лишены не только силы, но и разума! Они не запасаются пропитанием, зато Всемилостивый Аллах непрестанно одаряет их земным уделом.

О люди! Наряду с этим Аллах обеспечивает пропитанием вас самих. Каждый из вас находится на попечении Господа, который сотворил все сущее, управляет судьбами своих творений и одаряет их всем необходимым. Среди Его прекрасных имен – Слышащий, Знающий. Поэтому ничто не происходит без ведома Аллаха, и ни одна живая тварь не помрет с голоду из-за того, что Всевышний Аллах забыл о ее существовании.

[178] Сура аль-’Анкабут, аят 60.

[179] О люди! Таков Всевышний Аллах – ваш Единственный Бог, в Котором воплощены все качества совершенства, и ваш Единственный Господь, который вершит божественные деяния. Ему одному вы должны посвящать все обряды поклонения, на которые у вас хватает сил. Неужели вы не задумываетесь над знамениями, свидетельствующими о том, что только Аллах является божеством, достойным поклонения и восхваления, обладающим величием и славой.

[180] Сура Йунус, аят 3.

[181] Сура аль-Фатиха, аят 2.

[182] Сура аль-Фатиха, аят 1.

[183] Сура Йунус, аят 10.

[184] Сура аль-Ан’ам, аят 1.

[185] Сура аз-Зумар, аят 75.

[186] Аллах Всевышний сказал: «Фараон собрал толпу и громко воззвал, и сказал: ″Я – ваш всевышний господь!″» (Сура ан-Нази‛ат, аяты 23-24).

Фараон счел истину ложью и ослушался повеления Господа. Он решил противостоять истине, собрал своих воинов и сказал: "Я – ваш Господь Всевышний!" Фараон отнесся к ним с пренебрежением, но они все равно покорились ему и подтвердили его ложь.

Аллах же сделал его кару суровым предупреждением и доказательством неизбежности Божьего наказания как в мирской, так и в Последней жизни.

[187] Сура аль-Фатиха, аят 5.

[188] Сура ат-Тур, аяты 35-36.

[189] О люди! Прислушайтесь к этим словам и поразмышляйте над их смыслом. Пусть ваши сердца не будут беспечными, а уши – закупоренными. Прислушайтесь к этой притче не только слухом, но и сердцем.

Все ложные божества, которым вы поклоняетесь наряду с Аллахом, не способны сотворить даже одной мухи, а ведь муха является одним из самых ничтожных и мелких творений. И если ваши божества не в силах сотворить это ничтожное творение, то что тогда говорить о сотворении чего-либо более великого?! И даже если они объединятся все вместе, это не поможет им сотворить муху.

[190] Сура аль-Хадж, аят 73.

[191] Воистину, творение не способно сотворить себе подобных и не может существовать без своего создателя. А это значит, что у всего сущего есть Бог и Создатель, который не нуждается в сотоварищах. Он – Единственный и Всемогущий, неподражаемый и властный. Творения превосходят друг друга в силе и могуществе, но все они уступают в этом Единственному и Всемогущему Аллаху. Могущество и бесподобие взаимосвязаны и присущи одному Аллаху. А это значит, что неопровержимые логические доводы свидетельствуют о том, что вымышленные божества, которым поклоняются наряду с Аллахом, не способны творить и не принимают никакого участия в сотворении. Следовательно, поклонение им является порочным и бесполезным.

[192] Сура ар-Ра’д, аят 16.

[193] Аллах напомнил людям о Своей милости и призвал их быть благодарными, поклоняться своему Господу и исправно выполнять свои обязанности. По Своей милости Всемогущий Господь сотворил день и ночь. Днем люди могут трудиться и зарабатывать себе на жизнь, а ночью они успокаиваются и отдыхают от дневных забот. Воистину, это является милостью Господа по отношению к Его рабам. Разве кто-либо иной способен сотворить нечто подобное? Разве кто-нибудь сможет одарить людей светом, если Всемогущий Аллах пожелает, чтобы во всем мире воцарилась ночь, которой суждено будет продлиться вплоть до наступления Судного дня? Нет, никто не сможет воспротивиться Господу. Почему же тогда люди не прислушиваются к проповедям и увещеваниям? Почему они не хотят внять этим проповедям и повиноваться своему Господу?

Кто сотворит для вас ночь, если Аллах захочет продлить день до наступления Судного дня? Какой из придуманных вами богов сможет даровать вам ночь, чтобы вы отдыхали во время нее? Неужели вы не способны узреть истину? Неужели вы не способны извлечь пользу из увещеваний? Вглядитесь в знамения своего Господа, и они помогут вам разглядеть истину и встать на прямой путь!

В предыдущем аяте речь шла о ночи, и тогда Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы не слышите?» А в этом аяте упоминается день, и поэтому Всевышний Господь сказал: «Неужели вы не видите?» Причина этого заключается в том, что ночью человеческий слух преобладает над зрением, а днем наоборот. Все это означает, что раб Божий должен размышлять над милостями своего Господа. Он должен задумываться над дарованными ему способностями и осознавать их ценность тогда, когда лишается их. Воистину, человек способен оценить милость Всевышнего Аллаха только тогда, когда лишается этой милости. Если же он непрестанно пользуется благами Аллаха, которые не уменьшаются и не исчезают, то он перестает благодарить своего Господа за ниспосланные щедроты и не осознает своей постоянной нужды в поддержке Аллаха. Такой человек не благодарит своего Господа и даже не вспоминает о Его милости.

[194] Сура аль-Къасас, аяты 71-73.

[195] Сура ан-Намль, аят 88.

[196] Сура Фуссылят, аят 37.

[197] Сура аль-А’раф, аят 54.

[198] Сура аль-Бакара, аяты 21-22.

[199] Сура Фуссылят, аят 37.

[200] Сура ан-Наба, аят 13.

[201] Сура Йунус, аят 5.

[202] Сура аль-Бакара, аят 189.

[203] ‛Идда – это период воздержания, равный четырём месяцам и десяти дням, когда женщина после смерти мужа не имеет права снова выходить замуж. Или исчисляемый по трём менструальным циклам, когда женщина после развода не имеет права снова выходить замуж.

[204] Сура ат-Талякъ, аят 12.

[205] Сура аль-Мульк, аят 3.

[206] Сура ат-Талякъ, аят 12.

[207] Сура Фуссылят, аят 37.

[208] Муслим, 482.

[209] Не поклоняйтесь ни солнцу, ни луне, ибо они сотворены Аллахом и находятся в Его власти, а поклоняйтесь только Великому Творцу и не приравнивайте к Нему творения. Какими бы огромными они не были, какую бы пользу они не приносили, они не заслуживают того, чтобы им поклонялись, ибо они приносят пользу не сами по себе, а по милости Всеблагого и Всевышнего Создателя. Ему одному поклоняйтесь и будьте искренними в своём служении.

[210] Сура Фуссылят, аят 37.

[211] Сура аль-А’раф, аят 54.

[212] Муслим, 854; Абу Дауд, 1064; ат-Тирмизи, 488; ан-Насаи, 3/90.

[213] Всевышний не позволяет небесам и земле сдвинуться с мест, и если бы Он не заботился о своих творениях, то никому другому не удалось бы удержать небеса и землю в таком положении. Однако Всевышний Аллах пожелал, чтобы вселенная существовала в том виде, в котором она существует сегодня, дабы люди могли спокойно жить на земле, пользоваться мирскими благами и извлекать полезные уроки из всего, что происходит вокруг них. Аллах пожелал, чтобы Его рабы познали безграничную власть и Всемогущество своего Господа и прониклись к Нему почтением, уважением и любовью. Аллах также пожелал, чтобы они познали Его кротость, терпение и всепрощение, благодаря которым Господь дарует отсрочку грешникам и откладывает наказание мучеников. А ведь стоит Ему только пожелать, как небеса засыплют грешников градом камней, а земля проглотит их вместе с их пожитками. Однако Аллах осеняет Своих рабов милостью, всепрощением и кротостью и предоставляет им возможность покаяться. Он отсрочивает наказание неверующих и прощает кающихся.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.041 с)...