Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ноября 2012 года. Ключевой субъект – автор



Б. Субъекты АП

Автор

Ключевой субъект – автор. Легальное определение - ст.1257 Автор произведения

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Очевидно, что это субъекты, способные к творчеству – только физ. лица, независимо от возраста, состояния здоровья и иных показателей. Возможность быть автором – элемент правоспособности. Такая возможность есть у любого физ. лица. Мы должны понимать, что возможность быть автором – элемент правоспособности, возможность самостоятельно осуществлять права автора закреплена за теми, кто достиг 14 лет (ст.26 ГК РФ). Через посредство указанный объектов человек осуществляет свою деятельность и достигает результата. Дельфин не автор.

Соавторство

Говоря об авторстве необходимо упомянуть о таком феномене как соавторстве. Для возникновения соавторства закон выдвигает ряд условий. В результате творческих усилий нескольких лиц создается единое коллективное произведение. Тупо механическое соединение не соавторство, нужна взаимная увязка сюжета, стилистики изложения – это будет единое коллективное произведение. Необходимо, во-вторых, чтобы это было создано совместным творческим трудом. При этом значение имеет не сам процесс труда, и юридической точки зрения не важно вместе они сидят, или их взаимодействие осуществляется иным образом, нужно чтобы результат их деятельности был получен от совместных творческих усилий. Редактирование – не соавторство. В-третьих, обязательный признак соавторства – каждый из соавторов должен внести творческих вклад в достигаемый результат – абз.2 п.1 ст.1228: «Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ». Нужен третий признак обязательно!

Вот такие три условия возникновения соавторства. Они практически всеми признают. Являются ли эти условия достаточными для возникновения соавторства? Говорят, что нет, что есть ещё 4-ое. Эта точка зрения гипотетична. Помимо тех трёх, говорят, что нужно соглашение о возникновении соавторства. Понятное дело, что речь идет не о формализованном соглашении, а о взаимном изъявлении воли на признание всех соответствующих субъектов соавторами. П.30 Пленума ВС от июня 2006 года – факт признания соавторства всеми лицами на момент обнародования произведения. Но вот в Постановлении 5/29 такого указания нет, и даже намека на него нет. Остается только догадываться. Не вошло, потому что это само собой разумеется? Или потому что этого не должно быть? Двояко истолковать можно, вот дискуссия и получила новый виток. У вопроса серьезные последствия. Например, при доработке произведения умершего автора. Как тут согласиться? Да, соавторство возможно, но если принимаем 4-ый признак, волю умершего не согласовать. Да, конечно, право на переработку можно использовать, здесь может быть осуществлена адаптация произведения, но соавторство в результате такой доработки возникать не может. Любой из соответствующих вариантов не является абсурдным. Любой порядок дает основания для соответствующего вывода.

Два возможных вида соавторства: (1) раздельное, (2) нераздельное

Раздельное

При таком соавторстве единое произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение и при этом известно кем из соавтором созданы какие части. Учебник, например.

Нераздельное

Единое целое, где части не имеют самостоятельного значения. Как следствие, результаты творческой деятельности соавторов не могут быть выделены из единого объекта. Например, песни.

Все это связано с определенным правовым режимом. При нераздельном у нас единое нераздельное целое – ст.1258 тут говорит, что использование соответствующего произведения осуществляется совместно, при этом, дабы не заблокировать возможность использования, ни один из соавторов без достаточных оснований не вправе использование запретить. Что касается вопросов распоряжения, это также происходит совместно.

При раздельном соавторстве, произведение в целом используется соавторами сообща, совместно, однако при этом и кроме того каждый из соавторов вправе без согласия других использовать свою часть произведения (если иное не предусмотрено соглашением, норма диспозитивна).

Вот такие сущностные различия. Есть и формальные различия. Например, если при нераздельном соавторстве у нас единое произведение, каким образом передача прав на это произведение может реализовываться, сколько тут договоров будет заключаться? Один. Потому что объект один, он не может быть поделен никаким образом. При раздельном соавторстве хоть единый объект и есть, но он состоит их частей. Договоров столько, сколько есть соответствующих лиц. Вот формальные отличия, проистекающие из принципиальных различий раздельного и нераздельного соавторства.

В общем: совместный творческий труд, совместный результат, единое произведение. Отличать от совместного использования автономных, самостоятельных, независимых друг от друга предметов!

Наследник

Носитель производных авторских прав. Не все авторские права могут переходить по наследству. Право на авторское имя, право авторства, являясь неотчуждаемым, не переходит. В общем носитель только тех прав, которые способны переходить по наследству. Неважно по закону или по завещанию. В качестве наследника как носителей АП могут выступать любые субъекты. Можно завещать юрлицу? Да. Юрлицо будет выступать носителем производных авторских прав. Есть одно изъятие: в ситуации когда соответствующие наследство может как выморочное имущество перейти. За пределами изъятия любые наследники субъектов с точки зрения основания наследования. Мы должны понимать, что в отличие от автора права наследников имеют ограниченный характер – темпоральный. Сами авторские права охраняются срочным порядок – в течении жизни автора и 70 лет после его смерти. По общему правилу с 1-го января года следующим за голом смерти (Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение). Возможно наследование авторских прав наследников, у отдельных наследников срок может оказаться много меньше, ведь исчисляется от даты смерти самого автора, к предшествующему наследнику это отношение не имеет.

Авторские права переходят к наследникам как единое целое в бездолевом порядке и соответственно оно не подлежит ни разделу, ни выделу. В п.87 Постановление Пленума №9 от 29 мая 2012 – при наследовании авторских прав несколькими лицами, такие права принадлежат совместно, использование и распоряжение в соответствии с соавторством. Тут есть нюанс – ст.1229 находится в гл.69, там общие положения об использовании и распоряжении, а с точки зрения АП ту же функцию выполняет ст.1258. ВС в п.87 ссылается на общее правило, на 69 главу. Означает ли это, что к наследованию должны применяться ст.1229 а не 1257? ВС не могу сослаться ни на что иное, как на 1229 – это общее правило, если нет спец регулирования. Логика соотношения должна действовать и для случая наследования авторского права. Возникает ситуация схожая с вопросами соавторства. Для нераздельного ли? Скорее всего да, но в Постановлении Пленума №9, этого правила там нет.

Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами

Сам статус описан в рамках ст.1242-1244. Если проанализируем данные нормы, поймем, что данные организации создаются с благой целью, в реализации принадлежащих им прав. Эти организации предоставляют лицензии, осуществляют сбор вознаграждения и распределения срока вознаграждения. Только на основании соглашений с соответствующими авторами и обладателями прав, только то, что прямо им передано. То есть если курсач свой увидите, что продают его в метро и вы не с кем договор не заключали, то это контрафакт. Если государство получаешь аккредитацию, по этому направлению можно осуществлять управление как по переданным, так и не по переданным правам. Шесть всего направлений соответствующей государственной аккредитация





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 159 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...