Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лексические группы



Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, семантически неделимые, устойчивой грамматической структуры с закрепленным порядком слов, понимаются небуквально. ПРИМЕР: как белка в колесе, коту под хвост, сдержать слово, время от времени.

Неологизмы – новые слова, не вошедшие с словарь литературного языка, или вошедшие недавно. ПРИМЕР: маникюрист.

(Индивидуально-авторские) - изобретены автором в конкретном тексте. Они контекстны, то есть не являются общеупотребительными. ПРИМЕР: Золотоносная женщина. Ее золотоноскост ь определяется количеством драгметалла на единицу площади тела (сарказм).

Устаревшие слова: историзмы – устарели и были заменены на новые. ПРИМЕР: чело – лоб; брадобрей - парикмахер; архаизмы – вышли из употребления вместе с понятиями. ПРИМЕР: денщик, нарком.

Профессионализмы ( включают в себя термины – называют специальные понятияв сфере науки или производства. ПРИМЕР: абсцисса, аффрикаты ) – необщеупотребительные слова, используются в сфере производства, техники, экономики…ПРИМЕР: счет-фактура, блок-схема, коносамент.

Канцеляризмы – штампы официально-делового стиля. ПРИМЕР: постулируется вывод, согласно заявлению, произведена работа по внедрению…, имеет следующие функции…

Синонимы – слова со сходным значением, часто различаются стилистически. ПРИМЕР: изъян / дефект / недостаток; построить / воздвигнуть.

Контекстные -имеют значение синонимов только в тексте. ПРИМЕР: любовь / возвеличение личности.

Антонимы – слова с противоположным значением. ПРИМЕР: любовь / ненависть; эгоизм / альтруизм.

Контекстные -имеют значение синонимов только в тексте. ПРИМЕР: любовь / порабощение.

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. ПРИМЕР: одеть / надеть; представить / предоставить.

Омонимы – слова, разные по значению, одинаковые по звучанию. ПРИМЕР: брак, клуб.

Заимствования и варваризмы – из других языков. ПРИМЕР: плафон, кредо, компромисс. Варваризмы – стилистический недочет, так как имеют полные русские аналоги. ПРИМЕР: превалировать – преобладать; экстраполировать - преувеличивать.

Диалектизмы – из народных говоров, самобытная лексика определенной местности. ПРИМЕР: хверма – ферма, у мене – у меня, бульба – картошка.

Жаргонизмы – слова, использующиеся узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий. ПРИМЕР: шпора, сдуть, симка…

Арготизмы – то же, но используются как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не поняли. ПРИМЕР: воровское арго: лох,обезъянник.

2. ФИГУРЫ (реализуются на уровне предложения):

Параллелизм (синтаксический) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, сходное расположение в них членов предложений. ПРИМЕР: Шелковая ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Хиазм – перекрестный параллелизм (есть момент антитезы как противопоставления). ПРИМЕР: Ездок был глуп. Умен был конь.

Анафора (лексический повтор) – единоначалие. ПРИМЕР: С уров закон. Суров, но справедлив.

Эпифора ( лексический повтор) – повторение концовок предложений. ПРИМЕР: спереди посмотришь – русский, сзади – русский…А заглянешь внутрь – новый русский!

Симплока – повтор и начала и конца. ПРИМЕР: Во поле береза стояла. Во поле кудрявая стояла.

Антитеза - оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия. ПРИМЕР: Где стол был яств, там гроб стоит; жизнь коротка – искусство вечно.

Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабевающее) значение. ПРИМЕР: Вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.

Инверсия – нарушенный порядок слов в предложении. ПРИМЕР: А ня в кино пошла.

Риторическое обращение – эмоциональное обращение, выражающее отношение автора к объекту. ПРИМЕР: Цветы! Я предан вам душой; Дамы и господа! Впрочем,, тут, я вижу, только дамы ( эмоция негодования ).

Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к явлению. (Умный человек не торопится на него отвечать: он часто провокационен, предполагает нетрадиционный ответ). ПРИМЕР: Русь! Куда несешься ты? Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи.

Риторическое восклицание – предложение присоединиться к эмоциям говорящего, часто им не разделяемые (ирония). ПРИМЕР: Превосходно! Работа целого коллектива пошла коту под хвост.

Аллитерация – повторение согласных (часто в поэзии или как журналистский прием). ПРИМЕР: крепкоголовые крепостники; перестройка, перестрелка, перекличка (газетный заголовок).

Ассонанс -повторение гласных (часто в поэзии или как журналистский прием). ПРИМЕР: Тиражи: виражи и миражи (газетный заголовок).

Парцелляция – обособление части (отдельных членов предложения) относительно целого (предложения). Обособляемые члены предложения структурно выделены (точками). ПРИМЕР: Решение вопроса откладывается на два дня… три дня… может, на четыре.

Амплификация – расширение (захламление деталями). Одно и то же рассматривается под разными углами зрения. ПРИМЕР: Странно тут вообще-то все…в сущности притон, а самое дорогое место в столице, испытательная площадка имен, состояний, связей, трамплин для эстрадных див, земля обетованная для всякого, кто случайно попал в поле зрения…, - славный такой столичный гадюшничек, не лучше и не хуже других, которые подешевле!

Эксплеция – загромождает смысл множеством вспомогательных слов, «распыляющих» формулировку. ПРИМЕР: В общем–то люди, если проявить критичность – допускаю, что даже избыточную, в массе своей, то есть рассматриваемые не по отдельности, а как толпа, довольно глупы.

Эллипсис – «пропадание» фрагментов высказывания. Эти фрагменты могут быть легко восстановлены из контекста. Много смысла через минимум текста. ПРИМЕР: Депутат – за лацканы его, зал – в смех, журналисты – за камеры; ты – мне, я – тебе.

Перифраз – описание предмета вместо названия, косвенное обозначение понятия через несколько. ПРИМЕР: точка, точка, запятая, минус, - рожица смешная; палка, палка, огуречик…

Яркие краски художественной литературы и изобразительно-выразительные средства использовались и используются мастерами судебной речи и позволяют создать эмоциональность, пафос, помогают убеждению судей.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 15848 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...