Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Чтобы показать, что все знание относительно и истина непознаваема, Кузанский использует понятие бесконечности, чтобы с его помощью пояснить идею Бога и реальности. Бесконечность, говорит Николай Кузанский, присутствует во всем. Наимельчайшая частица содержит в себе бесконечность. В то же самое время бесконечность непостижима. Возьмем, например, круг. У него есть окружность и центр, и он может быть большим или маленьким.
Идея Николая Кузанского о том, что Бог и реальность напоминают бесконечный круг, оказала такое же влияние на расцвет человеческой мысли, как и открытие, что Солнце, а не Земля, есть центр Вселенной, Если нет единого и абсолютного центра физического и духовного мира, то реальность должна быть более подвижной, чем ранее думали люди. Это значит, что у нас больше свободы в выборе своего поведения. Мы можем брать на себя больше ответственности за свои идеи и поступки. Этот новый взгляд на Вселенную предполагает, что человеку есть над чем подумать в ней. Идеи о мире могут быть понятны, потому что напоминают произведения искусства, созданные людьми, так же как Бог сотворил мир. Человеческая природа, следовательно, также есть произведение искусства и поэтому не развращена, а прекрасна. Одна из самых чудесных особенностей нашей природы заключается в том, что мы, как и Бог, можем быть художниками и творить новое.
Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
В период Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
1) обосновывали материалистический взгляд на мир;
2) стремились отделить философию от теологии;
3) формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
4) выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
5) считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
1) Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
2) Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
3) все космические тела движутся по собственной траектории;
4) космос бесконечен;
5) процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
1) Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
2) Вселенная не имеет центра и бесконечна;
3) Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
4) звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
5) число миров во Вселенной бесконечно;
6) все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
7) не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
1) изобрел телескоп;
2) с помощью телескопа исследовал небесные тела;
3) доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
4) обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне;
5) открыл спутники вокруг других планет;
6) исследовал динамику падения тел;
7) доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
• наблюдении;
• выдвижении гипотезы;
• расчетах воплощения гипотезы на практике;
• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.
Предпосылками возникновения данного направления были:
1) кризис феодализма;
2) зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
3) ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
4) незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
5) кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
6) распространение в Европе идей гуманизма;
7) рост самосознания личности, индивидуализм;
8) рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
v бюргерско-евангелическое;
v народное.
Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер и Ж. Кальвин.
Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.
Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
1) общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
2) между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
3) необходимо упрощение обрядов;
4) церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
5) необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
6) должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
7) дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
8) необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
9) необходимо запретить индульгенции.
Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвúн (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Согласно Кальвину:
1) ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
2) смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;
3) все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
4) выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
5) профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
6) добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
7) успех в работе — признак богоизбранности;
8) вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:
9) возглавил реформационное движение в Женеве;
10) добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»);
11) подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
12) провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:
v торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
v сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 781 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!