Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Цель работы: научиться работать со средой Borland Pascal, познакомиться со структурой программы в Pascal и действиями, выполняемыми над данными.
Структура программы. Программа на языке Pascal состоит из заголовка программы и двух частей: раздела описаний и раздела операторов.
PROGRAM Name; {Заголовок программы}
{Раздел описаний}
BEGIN
{Раздел операторов}
END.
В Pascal игнорируется различие в высоте букв (заглавные или строчные), т.е. Name, NAME, name одно и то же.
Слово PROGRAM зарезервировано в Pascal, т.е. не может использоваться ни в каких иных целях, кроме как для объявления имени программы. Заголовок программы необязателен и игнорируется компьютером.
Первая строка заканчивается особым разделителем – точкой с запятой. Этот разделитель в языке Pascal отмечает конец оператора или описания. Использование особого разделителя позволяет располагать несколько операторов в одной строке.
Зарезервированное слово BEGIN сигнализирует компилятору о начале другой части программы – раздела операторов. Завершает всю программу зарезервированное слово END. Точка оповещает компилятор о конце текста программы.
Обязательной частью являются лишь тело программы (раздел операторов). Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом.
Раздел описаний состоит из следующих подразделов:
• описания меток (LABEL);
• описания внешних модулей (USES);
• описания типов (TYPE);
• описания констант (CONST);
• описания переменных (VAR);
• описания функций (FUNCTION);
• описания процедур (PROCEDURE).
Порядок размещения подразделов произвольный, можно создавать несколько одинаковых подраз-делов
Подраздел описания меток. Метка – точка перехода. Используется в операторе безусловного перехода. Данный подраздел начинается со слова LABEL, за которым следует список меток:
LABEL 1,77, 190;
В программе в качестве меток могут использоваться целые числа без знака. Сама метка ставится в теле программы перед оператором и отделяется от него двоеточием.
Подраздел описания внешних модулей. Внешние модули – это наборы констант, типов данных, переменных, процедур и функций, которые вы можете использовать в своей программе. На каждый модуль есть описание его содержимого. Подключение модуля к вашей программе осуществляется строчкой:
USES Модуль,
где USES – зарезервированное слово; Модуль – имя подключаемого модуля.
Подраздел описания типов. Среди типов данных различают стандартные (предопределенные разработчиками языка) и пользовательские (определяемые программистом в своей программе).
Основные (стандартные) типы данных, используемые в языке Pascal следующие:
• целые числа;
• вещественные числа;
• логический тип;
• символьный тип;
• строковый тип.
Программист может описать свой тип, на основе этих базовых в разделе описания типов, который начинается словом TYPE. Затем для каждого типа следует конструкция вида:
Имя типа = (идентификатор1, идентификатор2,..., идентификаторN).
В таблице приведены простые типы данных Турбо Паскаль, объем памяти, необходимый для хранения одной переменной указанного типа, множество допустимых значений и применимые операции.
Идентификатор | Длина (байт) | Диапазон значений | Операции |
Целые типы | |||
integer | -32768..32767 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
byte | 0..255 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
word | 0..65535 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
shortint | -128..127 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
longint | -2147483648..2147483647 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
Вещественные типы | |||
real | 2,9x10-39 - 1,7x1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
single | 1,5x10-45 - 3,4x1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
double | 5x10-324 - 1,7x10308 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
extended | 3,4x10-4932 - 1,1x104932 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
Логический тип | |||
boolean | true, false | Not, And, Or, Xor, >=, <=, =, <>, <, > | |
Символьный тип | |||
char | все символы кода ASCII | +, >=, <=, =, <>, <, > |
Вещественные числа хранятся неточно. Каждый из имеющихся вещественных типов гарантирует правильное хранение только определенного количества значащих цифр, их называют верными цифрами.
Подраздел описания констант. Константами в языке считаются такие объекты программы, которые не могут изменять своего значения.
В языке Pascal константы могут иметь собственное имя (идентификатор). Константы описываются следующим образом:
CONST Имя = Значение,
где CONST – зарезервированное слово; Имя – имя константы; Значение – значение константы.
В Pascal есть зарезервированные константы. Например, число π, идентификатор pi (pi =3.14159265).
Подраздел описания переменных. Переменная – объект программы, который может изменять свое значение в процессе выполнения (счета). Переменная представляет собой некоторый адрес ячейки памяти, по которому будет размещен тот или иной элемент данных, с которым оперирует компьютерная программа. В процессе решения переменная может изменять свои значения, но в каждый момент времени в памяти ЭВМ хранится только одно «текущее» значение. Объем памяти, отводимый под переменную, определяется типом данных (Real, Integer и т.д.). Описание переменных производится следующим образом:
VAR Имя: тип,
где Var – зарезервированное слово; Имя – идентификатор переменной; тип – тип переменной.
В настоящее время в программировании принято записывать имена переменных с использованием так называемой венгерской нотации. Венгерская нотация основывается на том, что имена переменных и функций записываются полными словами или словосочетаниями или их сокращениями, но так, чтобы по имени можно было понять назначение переменной или действие, выполняемое функцией.
Процедуры (подпрограммы) и функции представляют собой относительно самостоятельные фрагменты программы, оформленные особым образом и снабженные именем.
Вывод: в ходе работы были изучены методы работы со средой Borland Pascal. Также были изучены структура программы в Pascal и действия, выполняемыми над данными.
Основные правила выбора идентификаторов (имен)
1 Идентификатор может состоять из букв латинского алфавита (a...z), цифр (0...9), знака подчеркивания
2 Идентификатор не может содержать специальные знаки:
• знаки пунктуации. () [].. (разделение границ диапазона):; ‘ (апостроф) = $ #
• знаки операций + – * / > < @.
3 Идентификатор не может начинаться с цифры.
4 Идентификатор не может совпадать ни с одним из зарезервированных слов.
5 Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими считаются первые 63 символа.
6 Заглавные и строчные буквы в идентификаторах считаются одинаковыми.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!