Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественный строй и семейный быт народов средней азии и казахстана



Традиционные формы семьи (Средняя Азия)

Социальные отношения на Востоке, в том числе и семейные, отличались большим консерватизмом. У оседлых народов Средней Азии традиционно существовала такая архаичная форма семьи, как большая семья, когда под одной крышей проживали три-четыре поколения кровных родственников: отец, его братья, женатые сыновья с детьми, а иногда и внуками. Долее всего, до начала XX в. такие семьи, насчитывавшие иногда до ста человек, сохранялись в Хорезме и в горном Таджикистане. Большая семья представляла собой общину со своими земельными угодьями, единой экономикой, когда все доходы поступали в "общий котел", а потребление пищи было совместным. Постепенно большая семья приобрела переходную форму неразделенной семьи, при которой братья отца проживали отдельно, а затем ускорился процесс выделения малых парных семей. Тем не менее, этнографы еще в середине XX в. фиксировали пережитки большесемейных отношений, когда отец считал личным оскорблением уход из семьи женатого сына.

Кочевым народов большая семья также была известна, ее члены могли жить в нескольких юртах, однако при этом выделялась "большая" отцовская юрта, являвшаяся центром жизни семьи. Распаду большой семьи у кочевников способствовал обычай выделения сына после женитьбы, когда он получал инчи - долю семейного имущества на обзаведение своим хозяйством. Однако обычно выделенный сын продолжал жить вместе с семьей отца еще два-три года. Младший сын не имел права выдела, поскольку должен был содержать родителей в старости и унаследовать их имущество. Принцип минората в наследовании характерен для большинства народов региона.

Модели заключения браков

В Средней Азии сложились две модели заключения браков - дальние браки, когда запрещались браки с родственниками по мужской линии до седьмого колена родства (родовая экзогамия), и кузенные браки, заключаемые между детьми братьев иногда в рамках большой семьи (семейно-родственная эндогамия). Первые характерны для казахов, каракалпаков и части киргизов - народов с родоплеменной системой социальной организации. Вторые были традиционными для таджиков, туркмен и узбеков. Распространение кузенных браков у туркмен составляет известную этнографическую загадку, так как при родоплеменном устройстве общества у этого народа можно было бы ожидать наличия родовой экзогамии. Видимо, постоянные войны, переселения, переделы территории обитания, которыми сопровождалась вся история туркменского народа, привели у него к изменению сущности рода и традиционных внутриродовых отношений.

При различных принципах выбора брачного партнера форма брака в регионе была единой - так называемый брак покупкой, когда семья жениха должна была выплатить семье невесты калым, состоящий, преимущественно, из определенного количества скота. Сторона невесты готовила приданое, куда входила одежда и домашний скарб, а у кочевников обычно и юрта. У оседлого населения равнинных областей калым постепенно уступил место махру - выплате, которую женщина получала согласно шариату на случай развода с мужем.

Архаичными формами брака являлся так называемый "брак в колыбели", когда родители договаривались поженить своих маленьких детей без калыма, а также брак похищением.

У кочевников большую роль играл обычай левирата, когда вдова обязательно выдавалась замуж за брата умершего мужа. В основе этого института лежали экономические соображения - имущество вдовы должно было остаться внутри рода. В результате левиратного брака разница в возрасте мужа и жены могла быть очень большой, что становилось трагедией для женщины. Наряду с обычаем левирата существовал и обычай сорората - женитьбы на сестре умершей жены, но он соблюдался более редко.

В Средней Азии, как и во всех исламских регионах, было принято многоженство. Однако очевидно, что полигамия в качестве брачной нормы была распространена и в доисламский период.

Свадебный обряд в Средней Азии

Основная структура свадебного обряда в Средней Азии была одинакова и включала в себя следующие этапы: сватовство - свадьба - послесвадебные церемонии. При этом общерегиональную особенность брачного ритуала составляло наличие в нем отголосков древнего матрилокального брака. Это проявлялось в том, что кульминация свадьбы обычно приходилась на торжества в доме невесты, причем у ряда народов (казахов, киргизов, каракалпаков) в ходе этих торжеств отчетливо выделялось два этапа. Первый этап включал в себя обычай "тайных" добрачных свиданий жениха и невесты, которые де-юре признавались обычным правом началом брачных отношений. Второй этап - свадьба в доме невесты - повторяла многие обрядовые моменты первого (встреча жениха, установка свадебного жилища, борьба за невесту и т.д.) и продолжалась уже в доме отца жениха. Обычай добрачных свиданий жениха и невесты был характерен и для оседлых народов. Показательно, что мусульманское бракосочетание, осуществляемое муллой, в своем большинстве проходило в доме невесты. Общее распространение имел обычай возвращения молодухи домой через год после замужества. Наиболее ярко этот обычай был выражен у туркмен. Молодуха могла оставаться у родителей от одного до десяти лет, пока не будет выплачен калым. Муж должен был посещать жену тайно, а в случае своего обнаружения рисковал поплатиться жизнью.

Общими важнейшими моментами свадьбы в доме мужа являлись следующие обряды: трехдневная изоляция невесты за свадебным занавесом, смотрение лица новобрачной, скрытого специальной занавеской, приобщения к новому очагу посредством ритуального "кормления" огня. В доме свекра молодая строго должна была соблюдать обычай избегания мужской родни мужа, а также она не должна была называть родственников мужа по имени.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2022 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...