Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Торговый обмен в первобытном строе



На первой стадии развития первобытнообщинного строя (в период перехода от раннего палеолита к позднему палеолиту, около 12–8 тыс. лет до н.э.) ведущим видом деятельности людей было собирательство и охота, в том числе и коллективная, на крупных животных. Этот период характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором продукта добывалось не больше, чем его было необходимо для обеспечения физического существования людей.

В таких условиях единственно возможным способом распределения было уравнительное распределение.

Сущность уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт, независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива. В результате каждый член коллектива имел право на долю продукта уже в силу самой своей принадлежности к данной группе. Ни сам факт участия в производстве, ни размеры его вклада в создание продукта при распределении во внимание не принимались. Распределение производилось в основном с учетом потребностей членов коллектива, что делало доли разных людей неодинаковыми. Так, взрослые мужчины получали относительно большие доли продукта, чем дети. Абсолютные размеры частей, получаемых членами коллектива, зависели от величины общей массы добытого продукта.

Пока избыточного продукта не существовало или он был совсем невелик, это было достаточным стимулом трудовой деятельности людей.

Таким образом, все продукты труда поступали в собственное потребление тех, кто их производил; они не были товаром.

Коллективный труд, примитивное коллективное производство и непосредственное распределение продуктов внутри общины по-прежнему приводили лишь к обмену продуктами деятельности и были связаны с половозрастным разделением труда. В общинах трудились все, хотя и по-разному: мужчины сообща охотились и ловили рыбу, обрабатывали землю; женщины изготавливали одежду из шкур, готовили пищу, ухаживали за малолетними детьми, занимались ткачеством. Дети рано приобщались к труду: девочки собирали ягоды, плели корзины, учились готовить пищу, делать ткань; мальчики шли по стопам отцов – учились охотиться, делать орудия труда, узнавать повадки животных, защищать наравне с мужчинами свое селение от врагов. Наверное, люди всех возрастов, кроме самых маленьких детей и одряхлевших стариков, участвовали в земледельческих работах, собирали полезные дикие растения, ловили птиц, рыбу. Собирательство, перешедшее в земледелие, и приручение животных, перешедшее в скотоводство, позволили людям удовлетворять свои потребности в пище, жилье, одежде. Земледельцы и скотоводы выращивали необходимые полезные растения и разводили домашних животных. Переход к оседлому образу жизни благоприятствовал развитию ремесел. Появилась одежда, глиняная посуда, новые орудия труда для обработки земли.

В эпоху первобытнообщинного строя на границах соприкосновения отдельных общин возник обмен продуктами труда между общинами. Возможно, обмен возник сначала как способ, с помощью которого люди могли получать те блага, те продукты, которые им были недоступны (например, какие-то ягоды, плоды, съедобные побеги растений или кремни для высекания огня). Такой обмен между отдельными общинами вначале носил случайный характер. Нередко он был не столько экономической необходимостью, сколько ритуальным элементом установления и поддерживания дружественных отношений между племенами. Соседи не враждовали друг с другом, а стремились наладить контакты. Эти отношения не только обеспечивали невмешательство в дела общины, но часто позволяли получить выгоду. Дело в том, что на разных территориях запасы необходимого сырья были неодинаковы. Например, в горах Восточной Турции находили ценный камень обсидиан – вулканическое стекло, из которого делали вкладыши для серпов, ножи, а в соседних местах его не было. Те, кто добывал этот камень, обменивали его на продукты питания или другие необходимые вещи, может быть, на шкуры животных, на посуду, ткани или что-либо другое. Так, переходя из рук в руки, из одной общины в другую, ценный камень распространялся на сотни и тысячи километров от тех мест, где его добывали.

С появлением минимального избыточного продукта возникла возможность обмена между членами разных коллективов. Находки археологов свидетельствуют, что даже враждовавшие племена время от времени организовывали обмен, используя для этого «нейтральную территорию». Обмен продуктами труда в первобытнообщинном строе стал особой формой общения. Люди, участвующие в этом общении, получали не только экономическую выгоду, обмениваясь нужными вещами или сырьем. Они заключали дружественные союзы или соглашения между целыми селениями, договаривались о совместных действиях против общих врагов, заключали браки, устраивали совместные пиршества, делились, как сегодня мы говорим, полезной информацией и познаниями о свойствах растений, повадках животных, свойствах минералов и т.д.

Производство медленно, но неуклонно развивалось. Прогрессировала техника обработки камня, кости, рога, выделки шкур. Совершенствовались приемы охоты и рыболовства. В мезолите (12–6 тыс. лет назад) начали распространяться лук и стрелы. Все это создавало условия для перехода от первой фазы первобытного хозяйства (от коллективной собственности и уравнительного распределения продуктов) ко второй.

Вторая фаза первобытного хозяйства характеризуется таким уровнем производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большого количества избыточного продукта.

В условиях все большего обособления и парцелляции хозяйства все больше увеличивалась часть продукта, создаваемого собственным трудом человека, становясь его собственностью. Этот продукт становился источником частного присвоения. Медленно происходила перестройка системы распределительных отношений в обменные. Несомненно, что такой обмен продуктов труда был качественно отличен от возникшего позднее товарного. Но появление его способствовало зарождению обмена, при котором продукт начинает постепенно превращаться в товар. На первых этапах обмен товарами происходил только между членами разных общин. И в основе такого обмена было различие природных ресурсов, находившихся в распоряжении разных общин.

Развитие обмена шло медленно и неравномерно, как и само развитие человеческого общества, как и переход к земледелию и скотоводству. В этот период появляется и распространяется изготовление керамики, ткачество, прядение.

Археологические исследования свидетельствуют, что в ряде мест Ближнего Востока (территории современного Северного Ирака, Палестины) переход к земледелию и скотоводству произошел еще в мезолите, в 9–7 тысячелетии до н.э. К 5-му тысячелетию до н. э. новая форма хозяйствования утвердилась уже во многих районах Юго-Западной Азии (Туркмения, Иран, Анатолия, Сирия) и на Балканах; к 6–5 тысячелетию до н.э. – в междуречье Тигра и Евфрата, в долине Нила, Центральной Европе.

Примерно в этот период люди впервые начали обрабатывать самородную медь. Золото обнаружено чуть позже. 9 тысячелетий назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов, и первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, была медь. Появились мастера, которые научились работать с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

Развитие ремесел приводило к новому разделению труда: появились люди, или группы людей, которые занимались каким-либо одним видом деятельности. Теперь ткачи, кузнецы, гончары, скорняки не работали в поле, не пасли скот, они получали хлеб, молоко, овощи от своих соплеменников. Обмен новыми благами стал бурно развиваться.

Рост общественного разделения труда делает все более необходимым развитие обмена товаров, превращая этот обмен в регулярный общественный процесс, и ведет к появлению денег. Возникает производство специально для обмена – товарное производство. Оно ведется экономически обособленными производителями. Появляются купцы.

Средства труда – земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты – были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление. И поэтому они, как правило, принадлежали самому производителю. Таким образом, право собственности на продукты, товары основывалось на собственном труде. В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникла противоположность экономических интересов отдельных людей – индивидов, возникло социальное неравенство. Социальное неравенство вызывало соблазн увеличить свое богатство не изнурительным трудом, а грабежом. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, собранный с полей урожай, украшения считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь. Большую часть добычи вождь брал себе, а остатки раздавал воинам-соплеменникам. Вождь племени, его соратники приобретали известность, знатность. Они обогащались, на них работали лучшие ремесленники. Все богатство стало принадлежать знати. Захваченных на войне пленников вождь и знать делали своими рабами.

Общество развивалось стихийно. Рост общественного разделения труда, развитие обмена товаров, возникновение частной собственности приводят к частному обороту товаров с присущими ему чертами: конкуренцией, антагонизмом, разорением одних и обогащением других и т.д. Углубляется имущественное неравенство. Возникновение земледелия и особенно скотоводства (скот был всеобщим эквивалентом обмена в древности), обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным переход от доклассового общества к классовому. Таким образом, из первого крупного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов.

Более 5 тысячелетий назад появились первые государства, имеющие свою территорию, часто окруженную крепостными стенами. Государства появлялись там, где земледелие становилось основным занятием населения. Особенно успешно занимались земледелием там, где плодородная почва давала хорошие урожаи.

Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и египетская цивилизации возникли в 5–4-м тысячелетии до н.э., в эпоху энеолита (медно-каменный век). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгейском бассейне (в том числе и западной части Малой Азии), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тысячелетию до н.э.

С древних времен между удаленными друг от друга племенами и народами также стал устанавливаться торговый обмен. Уже в эпоху неолита племя отправляло своих людей на поиск природных материалов, не встречающихся в обжитом районе и не использовавшихся для повседневного потребления.

В Европе бронзовый век длился примерно с 1800 до 750 г. до н. э. Залежи медных и оловянных руд встречались здесь довольно редко, однако континент постепенно втягивался в процессы обмена: бретонское олово можно было, например, выменять на балтийский янтарь. Благодаря этому в Скандинавии, не имеющей собственных металлоносных руд, были широко распространены бронзовые орудия.

Долгое время развитию обмена мешало то, что люди жили далеко друг от друга и не могли обмениваться предметами своего труда, своими благами в значительном количестве: у них просто не было транспорта. Но как только люди научились преодолевать большие расстояния с помощью вьючных животных, ситуация изменилась. В путь двинулись караваны ослов и верблюдов, груженных изделиями, предназначенными для обмена. На некоторых ассирийских рельефах показаны верблюды, несущие грузы или мчащие арабских воинов в бой. Верблюды были приручены, видимо, во 2-м тысячелетии до н.э. Они гораздо лучше, чем ослы, приспособлены для пустынь: могут нести на спинах в два раза больше груза, почти не требуют пищи и воды в пути и идут быстрее. Это позволяло людям пересекать большие пространства пустынь, что особенно важно для перевозки различных товаров из Аравии.

Со временем торговля на дальние расстояния стала важным общественным и государственным делом, предпринимавшийся для проведения пышных мероприятий – приношений богам, изготовления больших царских статуй и дворцовых украшений из экзотических привозных материалов.

Высокая стоимость импортируемых товаров позволяла вождям и правителям доказывать свою преданность богам и демонстрировать перед соплеменниками свое собственное могущество. Но такой торговый обмен касался лишь очень небольшой части населения. В основном в торговле с соседними и дальними племенами, поселениями и городами шел обмен продовольствием, скотом, предметами первой необходимости, гончарными изделиями, предметами быта, наконечник ми для копий, украшениями из зубов животных или плодов растений, вырезанными костяными фигурками животных.

Объем товарных грузов и скорость передвижения верблюдов были все же небольшими. Кроме того, в дальнюю дорогу можно было взять лишь те товары, которые не испортились бы при перевозке. Это очень ограничивало возможности древних купцов.

Истинный расцвет обмена и превращение его в выгодную торговлю, которая стала основным источником заработка для многих людей, начался тогда, когда люди научились строить суда, пригодные для перевозки грузов по воде. Первыми такими судами были весельные лодки в форме корзин – жители Месопотамии додумались делать их для перевозки своих сельскохозяйственных продуктов по Тигру и Евфрату. Сплетенные из камыша, ивняка или тростника лодки обтягивали шкурами, а чтобы шкуры были водонепроницаемыми, их покрывали смолой. Египтяне сначала делали лодки из связанных стеблей тростника, но плавали на них, на небольшие расстояния. Современные камышовые лодки с озера Титикака (на границе Перу и Боливии) удивительно напоминают изображенные на древних рисунках серповидные египетские ладьи. Похоже, некоторые из египетских лодок были достаточно прочны, чтобы выходить в открытое море. Случайно ли такое сходство или в древние времена народы, населявшие эти два разных континента, каким-то образом сообщались друг с другом? Когда камышовые лодки впервые появились в Южной Америке – сказать трудно. Судя по некоторым данным, это могло произойти еще до высадки на этот континент испанских завоевателей. Как бы там ни было, прочность современных камышовых лодок с озера Титикака не вызывает сомнения. Местные жители прочность лодок объясняют не только свойствами строительного материала, из которого их строят, но и древними секретами мастерства их изготовления, которые передаются из поколения в поколение[4].

Весельные лодки положили начало водному транспорту, а вместе с ним и интенсивному развитию торговли. Таким образом, с самого начала, становление и развитие торговли шло рядом с развитием еще одной древнейшей отрасли экономики – транспорта.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...