Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Детализация неоплатонической космологии



Ямвлихова детализация неоплатонического образа мироздания выражается в следующем. Так, в плотиновском Уме он различает две ипостаси: Ум в его единстве ("вечно сущий") и Ум как совокупность идей ("родов сущего"). Далее эти ипостаси делятся им на триады, каждый член которых, в свою очередь, выделяется в самостоятельную сущность. Такую же операцию членения он проделывает с Душой. При этом каждое из выделенных понятий Ямвлих характеризует как отдельное существо, особое божество. Так образуется сонм внемировых богов. Однако ими не ограничивается пантеон божественных существ. Наряду с внемировыми богами (которые выражают бытие Ума и Души) существуют внутримировые боги – т. е. действующие в окружающем нас мире. Это 12 небесных богов, число которых затем увеличивается до 360; 72 разряда поднебесных богов и 42 разряда творящих богов. Ниже богов стоят ангелы, далее в иерархии сил следуют демоны и герои.

СХОДСТВО НАЧАЛА И КОНЦА: ОТ ТЕОГОНИИ К ТЕУРГИИ

Вся эта сложная, разветвленная иерархия божественных и полубожественных существ демонстрирует нам вторую, наряду с мифологизацией, особенность позднеантичного сознания. Мышление для него во все большей мере становится классификацией, созданием иерархий. В членениях и детализациях разум находит удовлетворяющий его способ объяснения. Классификация и систематизация, создание сложных интеллектуальных мозаик превращается в доминирующую форму понимания. Здесь мы наглядно видим одну из особенностей истории мысли. В своем развитии разум не только меняет свое содержание, переходит от одних понятий и установок к другим. Происходит глубокая трансформация самой разумности: того, в чем сознание видит осмысленность, что его удовлетворяет как понятое, постигнутое.

Огромные сонмища божественных и демонических существ, творимые сознанием неоплатонических философов, для современного ума являют картину просто утомительную и бессмысленную. Однако именно эта картина заключала в себе содержание и смысл, которые востребовались как позднеантичным, так и последующим средневековым сознанием. Перед нами особенность духа эпохи. Ведь и одно из влиятельнейших духовных течений того времени – гностицизм – также разрабатывает крайне сложную иерархию божественных сущностей. Одновременно и в христианстве создается не менее разветвленная система ангельских чинов ("небесного воинства"), противостоящего им воинства Сатаны, а также святых – покровителей всего и вся.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 173 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...