Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вторая часть. Относительно первой части я утверждаю, что прямой и рефлек- сивный акт не есть один [и тот же] акт



Относительно первой части я утверждаю, что прямой и рефлек-
сивный акт не есть один [и тот же] акт. Я доказываю это, во-пер-
вых, так. Если что-либо познается с помощью данной силы посред-


' См. также: Диспут I. 14.

' Т. е. предложение, выражающее остенсивное высказывание типа «Это
есть.„> является истинным.


 

 



ством акта, отличного от этого [познаваемого] объекта типа, то эта
вещь может познаваться с помощью другой силы того же типа по-
средством в точности аналогичного акта. Но один ангел познает
акт другого ангела посредством акта, отличного от познаваемого
акта. Поэтому ангел, чей акт познается другим ангелом, способен
познавать свой собственный акт посредством познания, в точнос-
ти аналогичного познанию, посредством которого второй ангел
познает его. Но это познание есть различного вида с объектом1.
Поэтому это есть отличный [от другого акта] акт. Этот довод ка-
жется сильнее, чем все другие, выдвинутые в пользу этой позиции.

К тому же несомненно, что интуитивное познание отлично от
абстрактного познания. Но абстрактное познание может позна-
ваться интуитивно, что очевидно из Диспута Г. Поэтому и т. д.

К тому же в воле прямой и рефлексивный акты не есть одно
и то же; поэтому и в интеллекте они не есть одно и то же. Антеце-
дент очевиден исходя из того, что акт любви не есть то же самое,
что акт ненависти; но иногда бывает, что кто-то любит саму свою
ненависть. Поэтому и т. д.


емо уже другим абстрактным познанием, так далее в бесконеч-
ность. Но актуальная бесконечность или даже какое-либо боль-
шое множество не следуют из этого; в самом деле, вовсе никакого
[большого] множества из этого необходимо не следует. [Ответ на]
второе [из возражений] очевиден исходя из того, что среди инту-
итивных познаний последующее всегда требует существования
предыдущего. И таким образом, если бы имелся регресс в беско-
нечность, тогда некоторое очень большое множество, скажем, ты-
сяча созерцаний могли бы существовать одновременно; но мы не
испытываем этого. Поэтому в таком регрессе можно обозначить
последнее созерцание, созерцание, которое нельзя увидеть и ко-
торого мы не испытываем в этой жизни. Но что это за созерцание,
я не знаю1.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 170 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...