Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава II. Итак, сословие брачующихся, начатое от Адама, вызрело при Аврааме, или, вернее, при Иакове, и, вследствие того



Итак, сословие брачующихся, начатое от Адама, вызрело при
Аврааме, или, вернее, при Иакове, и, вследствие того, что оно соот-
носится с прославлением плоти, завершено во Христе; по крайней
мере потому, что вплоть до Христа не подобало кому-либо слу-
жить при алтаре, если они не были от семени Левия и Аарона,
или не восходят к семени Левия и Аарона, или не восходят к семе-
ни Авраама, если кто не был из сынов Израиля по плоти. Сословие
клириков начато при Осии, вызрело при Христе, будет завершено,
как мы полагаем, в конце сорок второго поколения от воплощения
Господня. Я говорю, будет завершено, согласно тому, что относится
к Слову Господа, сказавшего Петру: «Иди за Мною» (Ин. 21, 19).
Так же и монашеское сословие, берущее, как я уже сказал, начало
согласно монашескому уставу, которым пользуются латиняне от
блаженного Бенедикта, время зрелости которого в двадцать вто-
ром поколении от этого святого мужа, завершение же в скончании
века.

С другой стороны, не следует предавать забвению того, что
сказано во второй книге о различии чисел, кратных сорока, и чи-
сел, кратных пятидесяти; а именно, так или иначе, числа, кратные
сорока, связаны с трудом, числа, кратные пятидесяти, с покоем,
и из них первое, так или иначе, то есть число, кратное сорока, со-
относится с сословием мирян, которое создано по образу Отца,
и с сословием клириков, которое было установлено по образу Сы-
на; второе же — с сословием монахов, которое было избрано по
образу Святого Духа. И хотя в каждом из двух состояний дивным
образом восславилось вначале сходство Троицы, однако подле-
жит сомнению, что и в третьем должно свершиться такое же трой-
ственное сходство1. И все же, свойство отеческое у сходства в пер-
вом состоянии, свойство сыновнее во втором, свойство духовное
в третьем.

Ведь и в самом деле, в первом состоянии после деяний Авраа-
ма, Исаака, и Иакова, и двенадцати патриархов последовали дея-
ния Моисея, и Аарона, и тех, кто, выйдя из Египта, очистились в
пустыне; затем тех, кто с Иисусом, сыном Навина, вступили в
землю обетованную. Во втором состоянии речь идет прежде всего
о Захарии, Иоанне Крестителе, и Иисусе Христе, сыне человече-
ском, и двенадцати апостолах, и тех, кто с ними воспринял дар

1 См. примеч. 1 на с 523.


 

 



Святого Духа. Затем речь идет о Павле, и Варнаве, и из тех, кто,
оставив синагогу, обратился к языческому народу, который был
в то время местом ужасного и огромного одиночества; там и пре-.
бывали до определенного времени все апостолы, пресвитер Ио-
анн, и многие с ними, исполненные тем, что было неполным до
страстей Христовых. Затем речь идет о самом Иоанне и тех, кому
дан мир в Азии при этом апостоле, который был как бы второй Ио-
сиф и второй Иисус [Навин], кому ведомы были тайны Божий,
и который разделил семь Церквей, словно бы наследие в семи ко-
ленах. В третьем состоянии нечто сходное произойдет с сословием
монахов, которые, как можно видеть, есть сословие, разделенное на
многие виды поскольку есть много различных форм благодати'.
Ведь оно соотносится, по свойству таинства, как мы часто уже го-
ворили, с Духом Святым, у которого много даров благодати, как го-
ворится через апостола: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1
Кор. 12,4), и в другом месте о Христе: «Пленил плен, и дал дары че-
ловекам» (Еф. 4, 8. Ср.: Пс. 68, 19).

И надобно знать, что, в то время как мы ведем речь о Духе Свя-
том, нам особенно приходят на ум два соображения; одно, когда
говорим просто о Нем Самом, другое, когда мы говорим о дарах
его. То, что соотносится с простым обозначением Самого Его, есть
в колене Левия, где соединены Иуда и Вениамин. То, что соотно-
сится с обозначением даров его, есть в десяти коленах, в которых
явлены были праведники Илия, и Елисей, и сыны пророков. И в
Новом Завете обнаруживается нечто подобное. Что, следовательно,
в Ветхом Завете знаменовали при Елисее сыны пророков, которые
были отделены от народа Иудеев, и в конце фарисеи, которые тол-
ковали расхождения, то же, конечно, в Новом Завете знаменовали
монахи при блаженном аббате Бенедикте, и незадолго до нас те, кто
были ревнителями традиции отцов своих, все это относится к раз-
делению благодатей. Ведь сами дары исходят от Отца. Исходят и от
Сына, о чем написано: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары
человекам» (Еф. 4,8. Ср.: Пс. 68,19). Ибо согласно тому, как посту-
пает Отец в Ветхом Завете, поступает Сын в Новом, ни один не мо-
жет быть без другого, но один другому подобен. Однако Дух Свя-

1 Чин монашества символизирует для Иоахима Флорского эволюцию ре-
лигиозной совести и обретение в мировой истории состояния свободы и ис-
тины. Монашествующая церковь проявилась в древности в Елисее, потом
в св. Бенедикте и всех бенедиктинских монастырях, символизируемых лест-
вицей Иакова, но в чистом своем виде она представлена Греческой церковью
и отцами-пустынниками. Религиозный идеал Иоахима — восхищенный Свя-
тым Духом отшельник, ушедший от мира в горы и питающийся исключи-
тельно медом диких пчел, живущий только духовным, мистическим разумом
(misticus intellectus) и занятый исключительно молитвами и песнопениями.
Лишь такому подвижнику по силам примирить и связать Западную и Вос-
точную Церкви, смягчить сердца язычников и направить Древний Израиль
в недра вечной Церкви.


той есть Дух и того, и другого, и по этой причине действует совме-
стно и с тем, и с другим. Поскольку действительно и Сам по Себе
Бог истинен как Отец и Сын, следует также, чтобы и Он сотворил
что-либо по образу и подобию своему, в соответствии с тем, что
творит Отец и творит Сын, определено, что согласно тому, что
многократно написано о Духе Святом, многочисленны деяния,
которые приписываются ему же. Ибо сверх того, что говорилось
о сходстве даров его, а также затем, что он сам происходит от От-
ца, непременно существует, продолжая образ Сына, образ Его Са-
мого. И поистине, как во дни пророка Елисея и царя Осии правил
Иуда, который правил в дни Исайи, так начало второго состояния
от Него самого, так как я скажу так, что свое происхождение оно
имеет от обоих, подобно тому как то, что в семени Авраама видит-
ся общего, оказывается разделенным на отдельные имена. Нако-
нец, и к Деве содействовать Сыну послан тот же Дух, и на того же
Христа в виде голубки опустился на Иордане, и учителем всей ис-
тины был ниспослан на святых апостолов. Однако же все это —
чтобы явствовало, что Дух тот лишь содействует Сыну во втором
состоянии, подобно Тому, кто вместе с Сыном происходит от От-
ца: соответственно тому, как он явится действующим в третьем,
для того, чтобы явствовало, что он происходит от Сына.

Итак, насколько я сужу, в год или во время то, которое насту-
пит, как утверждает Церковь, Эпох и Илия, должно избрать две-
надцать мужей, подобных патриархам и апостолам из наислав-
нейших Иудеев; и будут наиболее прославленные монастыри'
подобны двенадцати коленам и двенадцати Церквам. Однако же,
в силу того, что пять колен первыми приняли наследие и пять
главных Церквей, относящихся к Петру, предшествовали другим
семи, которые воздвиг Иоанн, не знаю. Могут ли, исходя из это-
го, пять главных аббатств ордена цистерцианцев2, которые есть
матери остальных и таким образом в эти наши времена находятся
в положении славы в Церкви Господней, быть соотнесенными
с великим таинством; пусть им и надлежит первенствовать, мы
еще не видим их первенствующими, разве только кто-нибудь ска-
жет, пожалуй, что следует сделать некое изменение в отношении
Духа Святого, чтобы были первые последними и последние первы-
ми, более всего из-за Иудеев, которые были некогда первыми и вот
будут последними в вере Христовой, затем и то, что Петр, который
шел самым последним, первый вошел в память. Следовательно,

' Пять главных монастырей — это Сито, Ла-Ферте, Понтиньи, Клерво
и Моримунд.

2 Цистерцианцы — «белые монахи» (носили рясы из некрашеного холста,
которые от стирок становились белыми). Суровость и чистота религиозной
жизни цистерцианцев позволили Иоахиму уподобить пять главных аббатств
ордена — Сито, Ла-Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримунд — пяти ветхозавет-
ным племенам и пяти воздвигнутым апостолом Петром церквам.


 

 



если кто-либо скажет, таким образом, что в будущем будет кто-
либо иной, я не отпираюсь, более всего потому, что, когда вошли
двенадцать начальников в землю обетованную, все племена сынов
Израилевых шествовали раздельно через пустыню семьями свои-
ми, имея каждый одного начальника из братьев своих. Так и бу-
дет, если угодно покамест такое мнение, покуда не воссияет день,
и покуда не взойдет утренняя звезда (lucifer) в сердцах наших.
Ведь тогда еще не явились вышеописанные мужи, а именно, Енох
и Илия; еще не были явлены проповедники для проповедования
Иудеям; разве только кто-нибудь скажет, пожалуй, о Енохе
и Илие, что не следует ставить вопрос, кто уже был явлен во дни
их, хотя бы и не было им дано плодить духовных сыновей вплоть
до новейших дней, подобно тому как не Сара первая была познана
мужчиной, и не Рахиль первая предстала перед Иаковом. Несо-
мненно поэтому, даже если дух предшествует плоти — ибо преж-
де были созданы ангелы, чем род людской — но однако у людей
«не духовное прежде, а душевное, потом духовное»1. Далее, если
необходимо извлечь согласование двенадцати мужей, как при на-
ступлении первого состояния и при наступлении второго, мы
должны помнить о тех, кого мы разбирали во второй книге, где,
как мы сказали столь чудесно написано о первом и втором состо-
янии, нечто, из чего извлекают согласование. Откуда следует, что
мы не встречаем ничего написанного в первом Завете, подобия че-
го в соответствии с согласованием нет во втором и третьем, ни че-
го-либо во втором, подобия чего не открывается в третьем. Ведь
в первом состоянии поистине избраны двенадцать патриархов; две-
надцать же выведены были из Египта наподобие двенадцати апос-
толов; как и двенадцать, которые пришли в землю обетованную,
наподобие тех, которые будут в третьем состоянии. Во втором из-
браны поистине двенадцать апостолов, по типу которых оставались
и двенадцать начальников, которые вышли из Египта. Двенадцать
же, на которых возложил руку Павел и которые приняли Дух Свя-
той, лишь они по типу тех, которые будут в грядущем. Дальше
в третьем состоянии не были избраны двенадцать, двенадцать и
двенадцать, то есть трижды двенадцать, как в первом, не дважды
двенадцать, как во втором, но столько раз по двенадцать, сколько
соответствует истинному согласованию, образ которых несли те
двенадцать мужей, которые пришли в землю обетованную, и те
двенадцать, на которых возложил руку Павел. Ведь столь долго
появляются они в таблице, сколь долго истина таблиц не доведе-
на до завершения. Там же, где то, что предвещают таблицы, начи-
нает завершаться, следует полностью отбросить таблицы, чтобы
свершилось то, что написано: «дело решительное совершит Гос-

1 1 Кор. 15, 46. Продолжение цитаты: «Первый человек из земли перст-
ный; второй человек Господь с неба».


подь на земле».(Рим. 9, 28). Если это так, мне не представляется
нелепым, что полностью соответствует согласованию сходство
пяти колен и пяти церквей в Цистерцианском ордене, ибо без со-
мнения в наши времена должен быть завершен по сходству таин-
ства переход через Иордан и переход от Иудаизма к благодати, за-
вершенный в этом сороковом поколении; подобно тому как народ,
который вышел из Египта, переходя через реку Иордан, вступил
в ту землю плодородную, которая после была названа землей Иу-
дейской, и как народ верующий, который вышел из синагоги, пе-
реходя с помощью учения и слова Христа, которое есть вода, смы-
вающая с мира мирские грехи, принят в лоне матери Церкви,
которая основана в Риме, так теперь любящие Христа перейдут
при помощи учения духовного, и должны сами когда-нибудь быть
приняты в лоно духовной Церкви1.

Что есть так, как если бы говорилось: как Исаак был вложен в ло-
но Сары, а Иаков в лоно Ребекки, так должен был быть Иосиф вло-
жен в лоно Рахили. По этой-то причине я и говорю, ничего не пред-
ставляется рассогласованным в порядке вещей, следующих одна
другой согласно истинному согласованию, коль скоро известно, что
как не те двенадцать мужей, кто вошли в землю обетованную, пред-
водительствовали пятью племенами, что в какой-то своей части уже
владели наследием, так не те, кто через возложение руки Павла при-
нял Святой Дух, являются основанием пяти церквей. Ведь уже были
брошены основы веры в те города или провинции, в которых с тече-
нием времени пять вышеуказанных патриархальных церквей были
наделены почетом. Семь же колен и семь церквей самыми последни-
ми приняли наследие. На таком основании не является само по себе
нелепым поразмышлять о вышеуказанных пяти монастырях и о му-
жах из славнейших Иудеев близ конца тяжелой жизни и начала
седьмого из назначенных времен; в дни которых должно последовать
то, что обозначено семью племенами и семью церквами, что были
в Азии, в которые необходимо также, чтобы будущими монастырями
руководили прелаты, подобные Иисусу [Навину], который был из
рода Иосифа, и Иоанну евангелисту, в чьи дни Господь дал мир на-
роду своему как знак того мира, о котором говорит апостол: «Посему
для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4, 9).

Будет же так в третьем состоянии, которое грядет, а точнее нали-
чествует в седьмой век мира, который следует за шестым, согласно
тому, что, как мы помним, мы часто говорили в этом труде. И поэто-
му лишь семь из этих имеют некое преимущество среди двенадцати,

1 «Духовная церковь грядущего» — согласно Иоахиму Флорскому мисти-
ческая созерцательная церковь монахов, символом которой является Дух
Святой. В конце времен христианство исполнится, церковь Петра претворит-
ся в церковь Иоаннову, когда в ее лоно войдут отвергнутые ранее члены —
греки и иудеи, а Вечное Евангелие будет служить непосредственным сообще-
нием между душами верующих и Духом Святым.


 



как некогда пять апостолов1, а именно Петр и Андрей, Иаков, и Ио-
анн, другой Иаков, который, говорят, брат Господа, среди двенадца-
ти апостолов, из-за того чуда, которое было явлено, когда семи уче-
никам, ловившим рыбу, равно явился Иисус на море Тивериадском,
и из-за тех семи ангелов Церквей, которые описаны в книге Апока-
липсиса. Это верно, так как лучше знал Тот, Кто творит все в мудро-
сти своей, относительно пяти Цистерцианских киновий, третье со-
стояние слава чего предстоит и предшествовала, в которых видно,
что само не завершено, началось оно, возможно, со времени блажен-
ного Бенедикта, а согласно другому суждению, от Елисея пророка.
Здесь место кое-что сказать, и мы бы не хотели что-то из этого
утверждать необдуманно, так как то, что ново и недавнее, находит-
ся в некоем тумане неведения, и большей частью не может быть
видимо из-за различных поворотов дел и бледнеют от многообра-
зия, но как только будущий читатель узнает, каким является наше
настоящее, исходя из того, что ему видимо, пусть он сам прозрева-
ет, как провести различия и из сочетания того и другого уловить,
на что следовало бы обратить внимание, чего остерегаться. Поко-
ление двадцать третье руководствовалось святым Бенедиктом —
сам же он есть предел третьей части, добавив лишь единицу
(monas) к числу, кратному семидесяти, которое относится к Свя-
тому Духу — когда некий добрый и богобоязненный муж вышел из
пустыни Молименской, аббатом которой являлся, с теми, кто
вдохновленный им, следовал ему, и отправился в уединение Цис-
терции, где, построив монастырь, заложил основание Цистерциан-
ского ордена2. Но эта обитель оставалась все так же стерильной
и неплодной без малого лет четырнадцать; и тогда лишь аббату той
обители, который был третьим после первого, даны были его же-
ланные сыны, когда Господь благословил вступить в эту обитель
святого мужа Бернарда3 и братьев его, и других, то, оставив мир, во-
шли с ним так, что в то время казалось свершается пророчество:
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не-
мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более де-
тей, нежели у [имеющей мужа]» (Ис. 54, 1). Ибо так явился влады-
ка, муж тот, столь прославленный в будущем, и чудесно рожден он
от матери по плоти, и еще чудеснее сделался духовным сыном пре-
дуказанной обители, как если бы он был еще один Левий и еще
один Моисей, и в происхождении, и в учении его обнаруживалась
благодать. Ибо, повествуется как, Лия, супруга Иакова, родила
шесть сыновей и дочь, так мать блаженного Бернарда произвела на

1 См.: Ин. 21, 1-23 и Откр. 2, 1 - 3, 22.

- Орден цистерцианцев был основан Робертом Молемским, который по-
кинул Молем в 1098 г., чтобы основать в Сито монастырь, где монахи вели
крайне аскетический образ жизни.

:i Св. Бернард вступил в Цистерцианский орден в 1112 г. при аббате Сте-
фане Хардинге. (О Бернарде см. с. 427 настоящей антологии.)


свет шесть сыновей и дочь Богу, а не миру. Потому что все они, бу-
дучи отличными монахами, сражались в добром Божием воинстве, и,
наконец, сестра их, подобно тому как некогда Дина, дочь Иакова, от-
вергла мирскую любовь. Там, среди сыновей Лии, третий Левий,
здесь, среди сыновей благочестивой матери, третий Бернард. Левию
предоставлена власть от господа, и не менее того блаженному Бер-
нарду. Это истинно относительно порядка связи его и братьев его.

Однако же, чтобы нам от меньших предметов перейти к большим,
когда благословил Всемогущий Боже Цистерцианскую киновию —
и в ней начали множиться духовные сыны так, что их стали раз-
делять на аббатства, подобно тому как были сыны Израиля распре-
делены на племена и семьи — возвысившимся среди их прелатов, ко-
торые были как бы начальники племен и семей, стал Бернард —
цистерцианский монах, как бы один из них.

Но, однако, прерогативою благодати как бы вождь всего и ма-
гистр, потому что он был умудрен духом, и рука Господня была
с ним, он сделался, кроме того, как бы еще одним Моисеем, который
не так сынов своих, как братьев и сыновей братьев своих вывел из
Египта, потому что возвеличил его господь перед лицом фараона
и слугами его видимыми знамениями и чудесами, которые сотво-
рил. Ибо и Египет поражала великая чума, всякий раз как ему слу-
чалось писать против сынов этого мира, так как они противодейст-
вовали ему в его еретических деяниях и порочных речах...

Что же до аббатств, которые были созданы первыми, предпо-
лагается, что, подобно тому как пять главных племен, из-за того,
что они идут впереди других и являются матерями многочислен-
ных родов, они первыми приняли наследие, так и первые пять
обителей Цистерцианского ордена среди всех прочих держат
старшинство, и сделались как бы некими патриархами всех дру-
гих. В то же время, как патриархи того народа радовались умно-
жению семейств, так и эти не менее [радовались] обладанию овца-
ми и стадами. Однако те все, поскольку относятся не столько к
величию свободной, сколько к малодушию служанки, долго в том
статусе, в котором находятся, не могут оставаться. Потому что не-
обходимо, следовать подобию истинно апостольской жизни, в ко-
торой не приумножалось обладание земным наследством, но ско-
рее оно распродавалось, как написано: «[Не было между ними
никого нуждающегося]; ибо все, которые владели землями и дома-
ми, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам
их [апостолов]; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.
4, 34-35); и в которой находили радость не в сыновьях, но в брать-
ях, по слову Господню: «И отцом себе не называйте никого на зем-
ле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9). Откуда
и Римский папа, который является главой всех епископов,
не имеет обыкновения называть епископов сыновьями, но брать-
ями, несомненно, из-за того, что для большего смирения предпо-


 

 



чтительней иметь братьев, нежели сыновей, сонаследников, неже-
ли наследников; как и господь наш Иисус Христос удостаивал
апостолов называть братьями, «дабы Он был первородным между
многими братьями» (Рим. 8, 29). Ведь не принимает порядок ра-
зума, чтобы отцы служили сыновьям, как братья братьям своим,
тем более меньшим себе. Так что это даже похвально, а то все вы-
глядит несообразнейше и как бы отвратительно. Таким образом
монашеский орден показывает, что ему присущ дух, который про-
исходит от Отца и Сына; и из предшествующих ему следует иметь
сходство с патриархами, а из последующих — с апостолами, что-
бы было видно, что и тот, и другой разряды отвечают согласова-
нию. Ведь как была изменена не передача наследования, изменен
образ жизни в земле обетованной, так и ныне.

Наконец, среди множества благ первоначальной Церкви, основан-
ной в Иерусалиме Иисусом Христом, которые Бог свел воедино ду-
хом своим, не было, пожалуй, недостатка в самой язве, которая истре-
била ее, а именно ревностности к фарисейской религии и к слепому
следованию закону, как о там говорит Лука в Деяниях апостолов:
«Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обреже-
тесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15,1). И когда
пришел Павел в Иерусалим увидеть братьев, старшие, собравшись
воедино, рассказывали, что так говорится среди остальных: «Видишь,
брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они держатся закона.
А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между языч-
никами, учишь отступлению от Моисея» (Деян. 21, 20-21) и осталь-
ное, что за тем следует. Разумеется, те, кто были ревнителями закона,
называли религиозными тех, кто ставит традиции выше благодати
Божией. В таком случае, пусть поберегутся те, кто, не имея в самих
себе сладости любви, превозносятся против прочих за то, что они яв-
ляются отделенными от обычаев прочих, якобы более праведных, чем
другие; не по возвышенности сердца и славы единственной, а по чрез-
мерной ревности отеческой традиции лишены они благодати, как
и те: ибо не все, кто принял закон на горе Синай, допущены были вой-
ти в землю обетованную по ожесточению сердец своих, и не все, то от-
делился от синагоги Иудеев, удержался в благодати, поскольку име-
ют некую ревность к Господу, «но не по рассуждению» (Рим. 10, 2).
Почему и о некоторых из тех, которые веровали и впали в ошибку из
ревности к закону, сказано у апостола: «Ибо, судя по времени, вам
надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым нача-
лам Слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр.
5, 12). Итак, если порадует то, что мы сказали выше, возможно, это
удержит от того, чтобы не случись чего хуже. Ибо, как тогда фарисеи
бросали в глаза людям слова о праведности своей, так иные из мона-
хов, склонные считать, что в религиозной жизни, а не в смирении
и любви скорее содержится совершенная праведность и вечное спасе-
ние, называют самих себя праведными перед людьми, не слушая, что


сказал Господь о двух людях, которые «вошли в храм помолиться»
(Лк. 18, 10)'. Хотя, впрочем, вера фарисеев была верна, саддукеев
ложна. Потому и о Павле свидетельствуют, что он прежде был фари-
сей, как и Никодим, и Гамалиил, и многие другие.

До сих пор мы пробежали то, что было до нас, и дошли до того,
что непосредственно перед нами. Однако то, что остается, то после
нас; и мы учитываем, что оно относится более к области мнения, чем
понимания, что мы скорее ожидаем, чем практикуем, моля Господа,
чтобы был с нами, как был с отцами нашими, и творил среди нас бла-
годеяние, что было бы к чести и славе Его ныне и во веки веков. Но я
утверждаю, как уже говорил, что в мужах этих, прихода которых
ожидает мир, как я полагаю, вместе с чем-то иным, о чем речь не ска-
жет яснее, явится подобие Захарии, Иоанна Крестителя, и Иисуса
Христа, сына человеческого; в их явлении также, как мы верим, яв-
лено подобие двенадцати апостолов однако более всего Иоанна еван-
гелиста и семи церквей, что были в Азии, или же семи колен, кото-
рые последними приняли наследие. «И проповедовано будет сие
Евангелие Царствия по всей вселенной» (Мф. 24,14), и духовное по-
нимание проникнет вплоть до Иудеев, и сокрушит, словно некий
удар грома, ожесточение сердец их, так что свершится то, что напи-
сано у Малахии пророка: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред
наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит
сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не
поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6). Все это свершится в кон-
це второго состояния и начале третьего, то есть во время или около
того времени, в которое будут язычники попирать святой город в те-
чение сорока двух месяцев2, когда будет править тот царь неправед-
ный, о котором написано у Даниила пророка, что он «будет произво-
дить удивительные опустошения»3 (Дан. 8, 24).

Завершается книга четвертая.

' Притча о самодовольном фарисее и смиренном мытаре.

2Ср.:Откр. 11,2.

3 В соответствии с традицией средневековой апокалиптики Иоахим Флор-
ский рассматривает переход от эры Сына к эре Духа Святого как время вели-
ких потрясений, связанных с появлением антагониста Христа — Антихриста.
Недолгое царство Антихриста, заправляющего всеми бедствиями мира, будет
повержено вновь сошедшим на землю Христом, после чего вернется «золотой
век», «тысячелетнее царство Божье», которое продлится до конца времен.


 

Содержание


С. С. Неретина. Возможности понимания.................... 5





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 118 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...