![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Согласно порядку, принятому в истории философской мысли, об
Анаксимандре говорят вслед за Фалесом и уж потом повествуют
об Анаксимене. Но если иметь в виду логику идей, то скорее прихо-
диться "расположить" Анаксимена на одной "ступеньке" с Фалесом
(ибо "воздух" в теоретико-логическом смысле - всего лишь двойник
"воды"), тогда как мысль Анаксимандра поднимется на иную сту-
пеньку, к более абстрактному облику первоначала. Принципом всех
принципов, началом всех начал этот философ объявляет "апейрон",
что по-гречески значит "беспредельное".
До рассмотрения этой важнейшей и очень перспективной идеи
греческой философии - несколько слов сказать о самом Анаксиманд-
ре. С его жизнью, как и с жизнью Фалеса, связывают по крайней мере
одну более или менее точную дату - второй год 58-й Олимпиады, т.е.
547-546 г. до н.э. Считают (свидетельство Диогена Лаэртия), что в то
время Анаксимандру было 64 года и что он вскоре скончался (1; 116).
А выделяют эту дату потому, что, согласно исторической легенде, то
был год, когда появилось написанное Анаксимандром философское
прозаическое сочинение. Но хотя в его сочинении о природе пред-
почтение впервые было оказано прозаическому языку, оно, как свиде-
тельствуют древние, было написано вычурной, высокопарной и тор-
жественной прозой, близкой скорее к эпической поэзии. Это говорит о
том, что жанр научно-философского, более или менее строгого, об-
стоятельного сочинения, рождался в трудных поисках.
Образ философа Анаксимандра, который вырисовывается из исто-
рических свидетельств, в общем и целом укладывается в очерченный
ранее тип античного мудреца. Ему, как и Фалесу, приписывают це-
лый ряд важных практических достижений. Например, сохранилось
свидетельство, согласно которому Анаксимандр руководил колониаль-
ной экспедицией (апойкией) - выселением граждан из Милета в од-
ну из колоний на Черном море; называлась она Аполлонией (свиде-
тельство Элиана - 3; 116). Кстати, выселение в колонию было сугубо
практическим, правда, в ту эпоху уже привычным, делом; нужно было
отобрать людей для выселения, снарядить их всем необходимым и
сделать это толково, быстро, оперативно. Вероятно, милетянам Анак-
симандр казался человеком, подходящим для такого дела.
Анаксимандру, как и Фалесу, приписывают целый ряд инженерно-
практических изобретений. Например, считают, что он построил универ-
сальные солнечные часы, так называемый гномон. По ним греки опре-
деляли равноденствие, солнцестояние, времена года, время суток.
Анаксимандр, как полагают доксографы, прославился также неко-
торыми географическими сочинениями. Свидетельство Агафемера:
"Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса, первым дерзнул начертить
ойкумену на карте; после него Гекатей Милетский, человек много пу-
тешествовавший, внес в нее уточнения, так что она сделалась предме-
том восхищения" (6; 117). Аналогично свидетельство Страбона (Там
же). Анаксимандру приписывают и такое очень интересное по тем
временам новшество: считается, что он одним из первых, если не пер-
вый, на медной доске попытался изобразить Землю. Как именно он
нарисовал нашу планету - неизвестно, но важен факт: возникла мысль
на рисунке-схеме "представить" то, что увидеть непосредственно нель-
зя - Землю как целое. То были образ и схема, очень близкие обще-
мировоззренческому "охвату" мира философской мыслью.
Анаксимандр, как и Фалес, подвизался в астрономии: высказывал
догадки о форме Земли и других светил. Для астрономических взгля-
дов Анаксимандра как античного философа и ученого характерно, что
он отваживается назвать целый ряд цифр, относящихся к светилам, к
сравнительным величинам Земли, звезд, других планет. По свиде-
тельству Симпликия, излагавшего мнения философов, Анаксимандр
утверждал, например, что "Солнце равно Земле, а круг, из которого
оно имеет отдушину и которым несомо по кругу, в двадцать семь раз
больше Земли" (21; 125). Проверить или обстоятельно доказать утверж-
дение Анаксимандра в те времена было совершенно невозможно. Почему
____________________________________47
он называл именно цифру "27", неизвестно, хотя вероятно, какие-то
наблюдения за светилами или математические расчеты в подтвержде-
ние своего мнения Анаксимандр приводил. Цифры, как мы знаем се-
годня, названы им абсолютно неточные - даже порядок цифр не со-
ответствует действительности. Но, тем не менее, историки науки и
философии связывают именно с этой попыткой Анаксимандра первые
шаги количественной астрономии. Ибо ценна сама попытка устано-
вить количественные соотношения для пока недоступного человеку
космоса. Лунное кольцо Анаксимандр тоже отважился количественно
соотнести с кольцом Земли... (22; 125). С точки зрения сегодняшней
астрономии это опять-таки не более чем фантазия. Относительно са-
мой Земли Анаксимандр строит подобные же догадки. Согласно неко-
торым свидетельствам (Псевдо-Плутарх), Анаксимандр уподоблял фор-
му Земли барабану каменной колонны (10; 118. 25; 125).
В математике Анаксимандру приписывается создание общего очер-
ка геометрии, т.е. подытоживание геометрических знаний древних.
Впрочем, содержание геометрических идей Анаксимандра осталось не-
известным.
Если последующие века скорее развенчали, чем подтвердили славу
Анаксимандра как астронома, то сделанный им шаг на пути преобра-
зования идеи первоначала до наших дней сохранил значение величай-
шего и перспективного интеллектуального изобретения. Вот свидетель-
ство Симпликия: "Из полагающих одно движущееся и бесконечное
[начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик
Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апей-
рон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не
воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но не-
кую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы
[миры] и находящиеся в них космосы" (9; 117).
Утверждение о первоначале как качественно неопределенном, ви-
димо, казалось тогда необычным. Не случайно даже довольно позд-
ний доксограф, которого именуют Псевдо-Аристотелем, замечает об
Анаксимандре: "Но он ошибается, не говоря, чт^ есть бесконечное:
воздух ли оно, или вода, или земля, или какие другие тела" (14; 119).
Ведь в непосредственном историческом окружении Анаксимандра фи-
лософы обязательно выбирали какое-то определенное материальное
первоначало: Фалес - воду, Анаксимен - воздух. А между этими двумя
философами, придающими качественно определенный характер перво-
началу, вклинивается Анаксимандр, который следует уже иной логи-
ке и утверждает, что первоначало бескачественно: им принципиально
не может быть ни вода, ни воздух, ни какая-либо другая определенная
стихия. Вот как передает мысль Анаксимандра Аристотель: "Есть ведь
некоторые, кто именно этим [параэлементным телом] полагают беско-
нечное (апейрон), а не воздухом или водой, чтобы один из элементов,
будучи бесконечным [=неограниченным], не уничтожил остальные..."
(16; 121-122).
Что же такое апейрон, это приписываемое Анаксимандру понятие,
введенное им, как считается, в первом прозаическом сочинении о при-
роде? Апейрон в понимании Анаксимандра - начало материальное,
но вместе с тем неопределенное. Идея эта - результат развертывания
внутренней логики мысли о первоначале: раз есть различные стихии
и раз кто-то последовательно возводит каждую из основных в ранг
первоначала, то, с одной стороны, стихии как бы уравниваются, а с
другой - одна из них неоправданно предпочитается. Почему, напри-
мер, берется вода, а не воздух? Так рассуждал - вопреки Фалесу -
Анаксимен. Почему воздух, а не огонь? Так - уже вопреки им обо-
им - думал Гераклит. Почему огонь, а не земля? И не придать ли
роль первоначала не одной какой-то стихии, а всем им вместе? Так
потом будет рассуждать Эмпедокл. Но ведь не обязательно последова-
тельно проходить эти логически возможные стадии. Если сопоставить
все варианты (в пользу воды, воздуха, огня), каждый из которых
опирается на какие-то достаточно веские аргументы, все же окажется,
что ни у одного из них нет абсолютной убедительности перед дру-
гим. Не напрашивается ли отсюда вывод, что на роль первоначала
нельзя выдвигать ни отдельную стихию, ни все их вместе? Однако и
после поистине героического "прорыва" мысли к апейрону на целые
века еще будет сохранять власть над умами древних философов ис-
ходная логика, апеллирующая к определенному, качественному, хотя
"в-себе" уже абстрактному первоначалу.
Анаксимандр сделал дерзкий шаг к понятию неопределенно-
бескачественного материального. По своему содержательному фи-
лософскому смыслу апейрон как раз и являлся таковым. Вот почему
неопределенность как характеристика первоначала была крупным
шагом вперед философской мысли по сравнению с выдвижением на
первый план какого-то одного, определенного материального начала.
Апейрон - еще не понятие материи, но ближайшая перед ним оста-
новка философствования. Поэтому Аристотель, оценивая мыслитель-
ные попытки Анаксимандра и Эмпедокла, как бы приближает их к
своему времени и говорит: "...они, пожалуй, толковали о материи"
(9; 117).
Апейрон означает "беспредельное", "безграничное". Само это при-
лагательное соотносится с существительным 7iep(xq, или "предел", "гра-
ница", и частицей и-, которая означает отрицание (тут - отрицание
границы). Итак, греческое слово "апейрон" образуется так же, как
и новое понятие о первоначале: посредством отрицания качествен-
ных и всяких иных границ. Вряд ли осознавая истоки и следствия
своего выдающегося интеллектуального изобретения, Анаксимандр по
существу показал: первоначало - не некоторая особая материаль-
ная реальность, а специфическая мысль о материальном мире', и
потому каждая следующая логически необходимая стадия в раздумь-
ях о первоначале образуется философской мыслью из философской
же мысли. Исходный шаг - абстрагирование материального как обще-
го, но остаточное привязывание его к определенному, качественному
уступает место отрицанию. Слово "апейрон" - было ли оно заимство-
вано Анаксимандром из бытового словаря древних греков или создано
им самим - как нельзя лучше передает генезис философского поня-
тия беспредельного.
В этом понятии как бы заключена попытка ответа еще на один
вопрос, который также должен был возникнуть со времени Фалеса.
Ведь первоначало должно было объяснить рождение и гибель всего,
что есть, было и будет в мире. Значит, должно быть нечто, из чего
все возникает и во что все разрешается. Иными словами, первопричина,
первооснова и рождения, и гибели, и жизни, и смерти, и возникнове-
ния, и уничтожения сама должна быть постоянна, неуничтожима,
т.е. бесконечна во времени. Античная философия четко представляет
различие между двумя состояниями. Одно отмечено рождением и
смертью. То, что есть, когда-то возникло и когда-то погибнет - оно
преходяще. Преходящи каждый человек, каждая вещь. Преходящи
состояния, которые мы наблюдаем. Преходящее многообразно. Значит,
есть множественное, и оно же - преходящее. Первоначалом, по логике
этого рассуждения, не может стать то, что само является преходящим -
ибо тогда оно не было бы первоначалом для другого преходящего.
В отличие от тел, состояний, людей, отдельных миров, первоначало
не погибает, как погибают те или иные вещи и миры. Так рождается и
становится одной из самых важных для философии идея бесконечнос-
ти, как бы составленная и из идеи беспредельности (отсутствия про-
странственных границ) и из идеи вечного, непреходящего (отсутствия
временных границ).
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!