Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Римские историки



Луций Ливий Андроник (275-200)

Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия.

Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии.

Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни.

Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские.

Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.)

Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели.

Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И.

Особенности:

главные герои отрицательные

стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный

архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме

асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря)

сентенции

антитезы

риторические вопросы

контрасты

народные слова → аномалист

термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию

«Заговор Катилины» - монография

взгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений.

«Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну).

С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну.

«История»

целиком не дошла

изложены события от смерти Суллы (78) до 67

Уже не видит светлых периодов в римской истории.

Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)

Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его.

«От основания города»

142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь».

Особенности творчества:

живой и увлекательный рассказ

стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов)

повествование делится на отдельные законченные эпизоды

восхищение римской стариной

преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...)

избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима

герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям

(Публий) Корнелий Тацит (~55 - ~120)

Data –скудно – из писем Плиния к Тациту (+письмо об извержении Везувия и гибели дяди +письмо о землетрясении); приехал из провинции

Государственный деятель квестор → эдил → претор → консул.

Риторское и философское образование.

«Жизнеописание Юлия Агриколы»

- о тесте Т. Посмертное восхваление (элогия), не столько как родственника, сколько как гос. деятеля (римский наместник, завоевал UK). В стиле Саллюстия. Герой – скромный, деловитый, почтительный к императору, умеренный в частной жизни.

Идея: добродетельный и умеренный человек может существовать при любом императоре.

Т. интересуют исторические сведения, военные действия, быт, нравы британцев.

Особое внимание – романизация UK.

«О происхождении, положении, нравах и народах Германии»

Актуальная тема – готовился поход против Германии. Тоже этнографический характер. Т: г-цы – опаснейшие враги, столкновение неизбежно. Для Т. важна и морально-психологическая сторона. Т-та интересует жизнь г-цев – они сильно отличаются от римлян.

Идеализация простоты и нравственной чистоты первобытным народам, свойственная римлянам → описание семей г-цев, противопоставляет нравств. упадку в Риме.

«Диалог об ораторах»

Форма – беседа ораторов-учителей Т., Марк Апр, Юлий Секунд в доме Куриация Матерна, поэта. Стиль Цицерона. Обсуждается, почему красноречие пришло в упадок. Матерн бросил красноречия из-за поэзии.

части:

что лучше – деятельность оратора или поэта

приходит Мессала, увлекающийся стариной → обсуждают старое и новое красноречие, Апр: старое устарело

Матерн видит причину в изменении гос. строя

«Аналы» (с 14 до 68, до смерти Нерона)

-дошли не полностью. По форме – летопись, но эта форма мешает Т., много описывает характеров.

«История»(с 69г)

отчетливый трагический темперамент

Особенности творчества:

читая его, возникает только презрительная улыбка

все мрачно

123 гос. деятель, выразитель точки зрения сенатской верхушки, важны источники. Беспристрастный

15. Луций Анней Сенека (~4 до н.э – 65)

Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены.

Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато.

9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)

«Медея» «Эдип» «Агамемнон» «Федра» «Фиест» «Неистовый Геракл» «Троянин» «Феникиенки» «Геркулес на

«Медея»

М. С. будто бы знает М. Еврипида, её характер уже сложившийся, она прошла через все муки любви и желание мстить. Её решения уже сформировались. Отличается вся трактовка образов. У Еврип. Яссон не признаёт своей вины, у С. – все знает, усталый, пытается отвратить страшное, но это не в его силах.

Идея: нужно вовремя уметь остановить свои страсти. Осуждает М. за то, что она не смогла побороть свои чувства. С. нагнетает ужасы, зловещее (как было при дворе) → воспринималось естественно.

Особенности трагедий:

ненависть к тирании и деспотизму

проникнуты идеями стоицизма

человек бессилен и игрушка в руках рока

герои – сильные личности, охваченные гибельными страстями или великие мученики, гибнущие в страданиях

Драма → для чтения, не для постановки.

С. вводит 5-актное действие. Акты часто слабо связаны между собой и перемежаются лирическими партиями хора (и сейчас в Европе это классическое деление)

«Октавия»

драма, С. не принадлежит, но публикуется в одном с ним сборнике ← единственная римская драма о недавней истории.

Вариант претекстата. Идея: осуждение чрезмерного властолюбия, в первую очередь Нерона. Монологи, излияния героев. В диалогах 1 герой второстепенный. После них не нужно развитие действия.

Мениповая сатира – чередование стиха и прозы, такую форму впервые предложил Менип Гозарский (греч. философ).

«Апофеоз Клавдия»

- «обожествление умершего Клавдия» → «Отыквление Клавдия» - сатира – может быть и не сам назвал. После Клавдия все императоры причисляли себя к богам. После смерти Кл. приходит на Олимп → там не нужен → должен попасть в ад через землю → попадает на свои похороны. Его душу судили по его же методу – без права защитной речи – ему не дают ничего сказать.

«Письма к Луцилию о нравственности»

- философские стоические трактаты в форме посланий. О душевном покое, о страхе смерти, об истинной дружбе, о старости, о презрении к богатству, о недоверии к счастью → о философском смысле жизни.

Не аргументирует свою точку зрения, а просто постоянно её повторяет, варьируя её (чувствуется, что он ритор)

123 → в творчество Корнеля, Россина

16. Децим Юлий Ювенал (~50/60 –>127)

Родился в г. Аквин, около Рима. Долго был адвокатом и увлекался составлением декламаций, сатиры стал писать стариком (16), в 5 книгах. Переносит особенности риторического жанра в сатиры.

2 группы по содержанию:

1-9 – острообличительные. Клеймит все с позиции человека среднего достатка. Создает и положительную программу с примерами из жизни.

10-16 – отвлеченные рассуждения на моральные темы вообще. Протестует против всех пороков общества, социального неравенства, ополчился на аристократов, которые кичатся только имени. При дворе разврат: «лишь преступлением себе наживают сады и палаты».

возмущен нравами и жизнью римлян. По именам называет только умерших, хотя чувствуется, что им. в виду настоящее

разврат, обжорство и пустота римской знати

гиперболы, нагромождает определения, детали

? доблести – современные аристократы гордятся родом, но развратники

только высокие душевные качества делают человека благородным

порицает жестокость императора – обличает Домициана и его приближенных (про рыбу)

обличает богачей и сочувствует интеллигентным профессиям (поэт, философ)

симпатия к страдающим беднякам





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...