Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новейшая история



Основополагающая причина, приводящая в действие китайскую энергетическую стратегию в целом, и ее энергетические отношения с Россией в частности, состоит в неспособности Китая в достаточной мере обеспечить себя энергией для удовлетворения внутренних потребностей. За последние двадцать лет Пекин превратился из чистого экспортера нефти в чистого импортера. Данное обстоятельство лежит в основе китайского энергетического экспансионизма, объектами которого становятся Латинская Америка, Африка и Ближний Восток. Россия и бывшие советские республики Центральной Азии играют все более важную роль в обеспечении энергетической безопасности Китая, а КНР, соответственно, в обеспечении их долговременной экономической безопасности. Последние события подтверждают достоверность такого наблюдения. Китай давно уже добивается от России получения доступа к ее сырьевым товарам; Россия же давно стремится укрепить азиатский вектор своей внешней политики, чтобы создать противовес американской мощи, а также усилить свое политическое, внешнеполитическое и экономическое воздействие на европейцев, создав впечатление, что она заглядывается на Восток.

В этих обстоятельствах за последние 12 месяцев китайско-российские взаимоотношения нашли свое проявление в целом ряде практических и вполне осязаемых вопросов. В декабре 2009 года российский премьер-министр Владимир Путин открыл новый нефтяной терминал, который будет играть роль экспортных ворот в поставках энергоресурсов на азиатские рынки. Согласно российским информационным источникам, открытие нового нефтяного терминала в Козьмино, что возле Находки, приблизит Россию к ее стратегической цели диверсификации энергопоставок с переносом основной тяжести энергетического экспорта с Европы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно новой энергетической стратегии России, это должно позволить ей увеличить экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в страны АТР на 22-25 процентов (сейчас это 8 процентов), а также начать экспорт природного газа, доведя объемы его поставок в восточном направлении до 19-20 процентов (с нуля, потому что сегодня газ туда не поставляется). Такая оценка, если в нее не включен сжиженный природный газ с Сахалина, кажется излишне оптимистичной. Тем не менее, если Китай всерьез нацелился на развитие своей газотранспортной инфраструктуры и на использование газа в выработке электроэнергии, то эти цифры могут показаться более реалистичными в анализе китайского измерения российского экспорта.

В 2009 году Китай и Россия также подписали официальное соглашение, по которому Москва сегодня получает китайский капитал в обмен на нефть, которую Пекин будет получать от нее завтра. Сумма долгосрочных кредитов, предоставленных Китаем России, составляет в целом 25 миллиардов долларов. При этом 15 миллиардов из этой суммы получит российская нефтяная компания "Роснефть" (которая по сути дела является холдинговой нефтяной компанией, принадлежащей российскому государству), а 10 миллиардов – российская государственная нефтепроводная компания "Транснефть". Россия в счет возмещения кредитов поставит Китаю в период с 2011 по 2030 год 300 миллионов тонн нефти, причем среднегодовые объемы поставок будут составлять 15 миллионов тонн, или примерно 110 миллионов баррелей. Эти объемы со временем будут увеличиваться, когда завершится строительство обоих участков трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Очень сложно определить точно, какие финансовые расчеты стоят за этим соглашением, но достаточно сказать, что КНР с этой сделкой делает мощный шаг вперед. Соглашение "кредиты в обмен на нефть" укрепит энергетическую безопасность Китая благодаря наземной нефтетранспортной системе, поскольку Пекину не надо будет возить нефть танкерами по забитым морскими судами Ормузскому и Малаккскому проливам. Он получает еще один гарантированный источник поставки нефти почти на два десятилетия (и здесь уровень его импортной зависимости будет значительно ниже по сравнению с другими крупными поставщиками этого топлива в Китай: даже согласно прогнозам на будущее, уровень нефтяной импортной зависимости от России максимально может составить 20 процентов). Кроме того, если окончательные финансовые условия соглашения будут достаточно благоприятными, Пекин обретет относительно недорогой источник нефтяного импорта.

Чтобы транспортировать эту нефть, будет задействована часть кредитов – на сооружение ответвления от трубопровода ВСТО, которое пойдет в Китай. Если все сложится удачно, то, по словам китайского нефтяного аналитика Чжао Хуашен (Zhao Huasheng), "российская нефть потечет через этот трубопровод в Китай с начала 2011 года", и с этого момента Россия начнет расплачиваться по 25-миллиардному китайскому кредиту. Опять же, не ясно, кто финансирует это ответвление ВСТО в Китай – отдельно правительство КНР, или это часть 25-миллиардного кредитного пакета, как считают некоторые специалисты. С точки зрения России, важно другое: испытывающие нехватку ликвидности "Роснефть" и "Транснефть" получат эти кредиты в условиях, когда другие источники иностранного финансирования иссякли в результате мирового финансового кризиса.

Еще одно заметное достижение в российско-китайском энергетическом сотрудничестве за прошлый год – это покупка "Российско-китайской энергетической инвестиционной компанией" 51 процента акций российской нефтегазовой компании "Сунтарнефтегаз". Китай также получил лицензию на разработку и добычу газа на двух месторождениях в Восточной Сибири, что в большей степени важно с политической точки зрения, чем в плане запасов газа на этих месторождениях. Доля газа в топливно-энергетическом комплексе КНР крайне незначительна, поскольку в основном китайцы используют уголь (64 процента угольного импорта Китая поступает из России), а также гидроэлектроэнергию. Но в ближайшие два десятилетия доля газа в выработке электроэнергии должна значительно вырасти. Да, еще одно замечание по поводу угля. В середине сентября 2010 года российское Министерство промышленности и торговли объявило, что Китай предложил Москве кредит в сумме 6 миллиардов долларов в обмен на гарантию импорта угля из России сроком на 25 лет. Эта сделка чем-то напоминает более крупное соглашение на 25 миллиардов по принципу "кредиты в обмен на нефть", но она в очередной раз демонстрирует китайский интерес к российским энергоресурсам, который выходит за рамки нефти. Подтверждением тому стали недавние заявления заместителя председателя Всекитайского собрания народных представителей по случаю проведения в России в сентябре 2010 года конференции по Байкалу. Он говорил о развитии сотрудничества между двумя странами, особенно в приграничных районах российского Дальнего Востока и северо-восточного Китая, через которые в перспективе будут осуществляться угольные поставки в дополнение к восточносибирскому углю.

Но вернемся к газу. Казалось бы, Россия должна воспользоваться своими восточносибирскими газовыми ресурсами как козырем, противопоставляя Китай другим иностранным инвесторам. Но Россия проявляет щедрость по отношению к китайским деловым кругам, и в то же время под благовидным предлогом выгоняет российско-британскую совместную компанию ТНК-ВР с ее заветного Ковыктинского газового месторождения в Восточной Сибири, заявляя, что та не выполняет свои обязательства.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...