Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гг. - правление в Киеве князей Олега, Игоря, княгини Ольги, князя Святослава Игоревича



Тема 1. Древнерусской период отечественной истории

Даты, события и персоналии по теме

VI-VIII вв. - расселение восточных славян по Восточно-Европейской равнине

862 г. - приглашение на княжение в Новгородскую землю варяжского конунга Рюрика с дружиной

882 г. - поход из Новгорода на Киев князя Олега. Условная дата создания Древнерусского государства

гг. - правление в Киеве князей Олега, Игоря, княгини Ольги, князя Святослава Игоревича

980-1015 гг. - правление в Киеве князя Владимира I Святославича (Святого)

988 г. - крещение жителей Киева князем Владимиром I. Условная дата принятия Русью христианства

1019-1054 гг. - правление в Киеве князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Время наибольшего расцвета Древнерусского государства

Этногенез и расселение восточных славян

Проблема этнического происхождения восточных славян (как и других народов) в настоящее время наукой разрешается главным образом методами, основанными на исторической лингвистике, то есть посредством изучения взаимоотношений и взаимосвязи различных языков в их историческом развитии.

Доминирующее представление исходит из того, что славянские языки (включая и древнерусский) принадлежат к индоевропейской языковой семье, составляя в её рамках отдельную славянскую группу. К индоевропейской группе относятся также индийские, иранские, италийские, германские, балтийские и другие языки.

Принадлежность к единой языковой семье позволяет предположить и наличие общих предков – индоевропейцев. Относительно прародины индоевропейцев существует несколько гипотез, наиболее обоснованной из которых считается в настоящее время малоазийская или восточно-анатолийская (район современной Восточной Анатолии в Турции вокруг озёр Ван и Урмия).

На протяжении III тыс. до н.э. индоевропейские племена со своей прародины расселились по территории Евразии, включая и её европейскую часть.

В первой половине II тыс. до н.э. от племён, ранее выделившихся из индоевропейской общности и являвшихся носителями германских языков, отделились племена, говорившие на балтославянских диалектах. Предположительно в середине I тыс. до н.э. эти племена разделились на две группы: носителей балтских и собственно славянских диалектов. Славянские племена на протяжении VI-VIII вв. в ходе расселения по Европе разделились в языковом отношении на три диалектных ареала: южный (предки современных болгар, словенцев, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Восточнославянские племена заняли на протяжении этих веков территорию Восточно-Европейской равнины, где до них проживали ранее пришедшие сюда в прошлом тысячелетии племена, относимые к финно-угорской группе уральской языковой семьи.

Таким образом, родословная населения Древней Руси в схематичном виде может быть представлена следующим образом:

Индоевропейцы → Балтославяне → Славяне → Восточные славяне

На базе расселившихся на Восточно-Европейской равнине племён и племенных объединений восточных славян с включением в них местных финно-угорского и балтского компонентов к XII в. оформилось новое этническое единство, обычно определяемое как «древнерусская народность».

Формирование ранней государственности

Согласно летописным сведениям, подтверждаемым археологическими находками, к IX в. у восточных славян оформилось два протогосударственных центра: на юге - вокруг Киева, на севере - вокруг озера Ильмень. Жители севера находились в постоянных контактах (от торговли до военных конфликтов) с населением Скандинавии, где в это время из-за перенаселения часть мужчин предпочла заниматься военными походами за добычей в соседние и дальние земли. Они известны как викинги («викинг» - дословно: человек из фиорда, то есть бухты). В Западной Европе их называли норманнами, а в Восточной - варягами.

В 862 г. жившие на севере славянские племена пригласили (согласно летописи) для княжения варяга Рюрика с дружиной: по всей видимости, как внешнюю военную силу для обеспечения собственной безопасности и прекращения внутренних распрей. От этого князя принято вести династическую родословную князей (великих князей, царей), правивших в русских землях до конца XVI в. (династия Рюриковичей).

Варяжские князья с дружинами ускорили уже шедший до них процесс формирования Древнерусского государства, поскольку обладали вооружённой силой, позволявшей распространить государственную власть на большинство восточнославянских племён. Эта власть выражалась во взимании с племён дани (денежной и натуральной), в обмен на которую варяги (в состав их дружин постепенно вошли и славяне) обеспечивали безопасность местных жителей от других варяжских дружин, кочевников, внутренних столкновений, а также охраняли торговые караваны, шедшие из Европы в Византию и на Ближний Восток через Восточно-Европейскую равнину («путь из варяг в греки»). В силу общей малочисленности варягов (по сравнению с местным населением) они довольно быстро слились со славянской родоплеменной знатью (уже во время походов на Византию князя Олега все члены его дружины клялись славянскими, а не скандинавскими языческими богами), став таким образом только одним из компонентов формирования государственного образования с центром в Киеве.

Первым создателем единого государства считается родственник Рюрика князь Олег, который в 882 г. совершил поход на Киев и, устранив местных правителей (возможно, тоже варягов), стал там княжить, объединив под своей властью Киев и Новгород и, видимо, лежавшие между этими городами земли. Правление Олега наиболее известно его успешными военными походами на Византию. Целями этих, как и последующих походов князей Игоря и Святослава, был не захват каких-либо территорий Византийской империи, а получение военной добычи в виде дани и создание более выгодных условий для русско-скандинавских купцов, торговавших с Византией.

При преемниках Олега - Игоре (его считают сыном Рюрика), жене Игоря княгине Ольге (предполагается, что она бывала в Византии и там приняла христианство) и их сыне Святославе - завершилось оформление ранней государственности. Кроме одного северо-восточного племени (вятичей), остальные платили дань киевскому князю, сначала в ходе ежегодного объезда им осенью-весной с дружиной всех земель («полюдье»), а с середины Х в. - через наместников, располагавшихся на землях этих племён. Эти земли, подчинённые власти киевского князя, стали официально называться волостями, а вся территория, контролировавшаяся из Киева, именоваться Русь или Русская земля.

Правление князя Владимира I. Принятие христианства

В 980 г. после вооружённого конфликта между сыновьями Святослава (Ярополком, Олегом и Владимиром) власть в Киеве захватил его младший сын Владимир, которого многие историки считают подлинным основателем Древнерусского государства.

Для этого есть следующие основания.

Во-первых, им было завершено объединение под властью Киева всех восточнославянских племён.

Во-вторых, Владимир организовал стройную систему управления, посадив княжить в отдельных землях своих сыновей (всего у него было 10 сыновей от разных жён), сохранив при этом над ними свою верховную власть.

В-третьих, провёл реформу законодательства (в основном касавшегося наказаний за различные преступления против личности и имущества), а после принятия христианства ввёл отчисление 1/10 части собранных налогов в пользу церкви и передал в её полномочия заключение брака.

В-четвёртых, что имело особо важное историческое значение, начал христианизацию населения Руси.

Принятие христианства, относящегося к монотеистическим религиям, было необходимым элементом укрепления единого государства, так как наличие у жителей разных районов Руси разных языческих культов вызывало между ними постоянные трения, а создание единого пантеона языческих богов (что Владимир сначала попытался сделать) только обострило конфликты.

Принятие христианства в восточном (византийском) варианте было фактически безальтернативным шагом Владимира: в силу наибольшей географической близости этого государства и постоянных контактов, в том числе и культурных, между Русью и Византией. Также князя могла привлечь система организации верховной власти в Византии, где император (в отличие от Западной Европы) стоял выше главы церкви (патриарха).

В 988 г. (или, как считают некоторые историки, в 989 г.) Владимир сам крестился в Херсонесе (современный Севастополь) и женился на сестре византийского императора Анне, а затем крестил жителей Киева. Весь же процесс христианизации населения русских земель затянулся на несколько веков (видимо, как минимум, до XIV в.).

К важнейшим последствиям крещения Руси можно отнести следующие.

1. Изменился международный статус Руси. Самим актом крещения Русь сразу встала вровень с другими христианскими народами и странами, прежде всего, с Византией.

2. Возникла основа для духовного объединения населения русских земель, что ускорило складывание древнерусской народности и формирование единой культуры, в том числе и языка, содействовало утверждению новых морально-этических норм.

3. Укрепилось политическое единство Древнерусского государства, вырос авторитет княжеской власти.

4. Началось приобщение населения русских земель к культурному наследию христианства. На основе православия сформировался и развился менталитет русского народа, основные черты его психологии и мировосприятия, включая отношение к власти.

5. Однако с течением времени (после окончательного раскола христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную) православие поставило Русь-Россию в состояние определённой изолированности от других стран, противопоставило её католическому Западу и мусульманскому Востоку. В силу этого противостояние с внешним миром приобрело, помимо чисто политических и экономических причин, также духовно-религиозное измерение, что позднее породило представления об уникальности Руси, её богоизбранности.

Русские земли в XI-XII вв.

Наивысшей точкой расцвета Древнерусского государства принято считать правление князя Ярослава Владимировича, который пришёл к власти в Киеве после ожесточённой вооружённой борьбы с другими сыновьями Владимира. На протяжении его правления сохранялось политическое единство территории, закреплённое принятием единого законодательства («Русская Правда»), продолжилась христианизация страны (строилось много храмов, в первую очередь - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, символически носившие то же название, что и главный православный храм в столице Византии - Константинополе), значительно укрепился международный престиж Руси (об этом свидетельствуют браки дочерей и сыновей Ярослава с представителями императорской и королевских семей Византии, Франции, Венгрии, Дании, Норвегии).

В это время окончательно оформились три главных института государственной власти: князь, дружина и вече (народное собрание).

Древнейшим из них было вече, основанное на принципе общинного самоуправления, при котором право в обсуждении и принятии всех коллективных решений имели все лично свободные (и дееспособные) члены общины (главы семей). Веча повсеместно существовали и в сельской местности, и в городах, но наиболее влиятельны были в последних, так как в них участвовала бȯльшая торгово-ремесленная часть населения, обладавшая личной свободой, владевшая собственностью и платившая налоги. Веча городов, являвшихся историческими центрами отдельных земель, обладали правом заключать договоры с князьями, посылаемыми к ним из Киева, могли им даже отказать в княжении. При приезде князя в город он заключал с вече договор («ряд»), в котором оговаривались пределы его власти.

Княжеская власть основывалась прежде всего на военной силе - дружине, которая выступала как главная военно-административная опора внутри княжества, и как средство защиты населения от внешних врагов (кочевников) или соперников из других княжеств (в период ослабления центральной - киевской - княжеской власти). В руках князей сосредоточивались важнейшие функции государственной власти: помимо военной функции, сбор налогов и их распределение из княжеской казны на содержание дружины, различные хозяйственные нужды; законодательство и верховная судебная власть; обеспечение внутренней безопасности; сбор пошлин с торговых караванов; объявление и ведение войн; контакты с иностранными государствами, включая заключение с ними договоров.

Дружина играла роль военно-административной структуры: участие в войнах и военных походах (как основная функция) сопровождалось занятием различных управленческих должностей в городах и волостях, преимущественно связанных с обеспечением сбора налогов и поддержанием внутреннего порядка. Каждый князь имел свою собственную дружину, и общая численность дружинников постоянно росла, так как род Рюриковичей непрерывно разветвлялся за счёт прямых и боковых ветвей. Дружина стала делиться на «старшую» (не столько по возрасту, сколько по приближённости к князю и степени участия в управленческой деятельности) и «младшую» части (собственно воинов, постоянных участников походов). Из первой части формировалась особая группа - бояр (происхождение термина дискуссионно), которые получали от князя земельные владения, часть доходов с которых шла в их личную казну, а сами бояре играли роль советников князя и выполняли по его поручению различные управленческие функции (наместники в отдельных городах и волостях). Члены младшей части дружины в значительной мере приближались к статусу княжеских слуг, поскольку обеспечивались непосредственно из княжеской казны и обычно не имели других источников доходов (если не считать военной добычи во время походов).

Между этими тремя институтами государственной власти наличествовало как взаимодействие в решении общегосударственных вопросов, так и внутренние конфликты, связанные со стремлением каждого из них обладать основными полномочиями, в первую очередь, в налоговой области (основным источником налогов являлось сельское население Руси, составлявшее абсолютное большинство и обладавшее в это время в основном личной свободой, правда, ограниченной в ряде случаев экономической, например, долговой, зависимостью).

После смерти Ярослава начался процесс политического распада единого Древнерусского государства на отдельные самостоятельные и враждовавшие между собой княжества. В таком состоянии русские земли просуществовали до середины XIII в., то есть до монгольского завоевания.

Распад единого государства (что типично и для государств Западной Европы) носил объективный характер, так как был вызван социально-экономическими процессами формирования, наряду с государственной (княжеской), и частновладельческой (вотчинной) земельной собственности. Стремление князей, правивших в отдельных землях, и бояр-вотчинников, составлявших высшую часть их дружин, сосредоточить в своих руках растущие - в условиях общего хозяйственного подъёма - доходы, побуждало их дистанциироваться от киевского князя, а последний не имел достаточной силы, чтобы, за исключением единичных случаев, хотя бы на время заставить их вновь подчиняться своей власти.

На протяжении XII-XIII вв. оформились три потенциальных пути, по которым могло пойти дальнейшее развитие русских земель, прежде входивших в единое государство. В наиболее последовательных вариантах эти пути воплотились в трёх государствах: Новгородской республике, Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжествах.

В Новгороде верховная власть принадлежала вече, которое ведало сбором и распределением налогов (через избираемого вече высшего администратора - посадника), имело в своём распоряжении вооружённую силу, чтобы защищать интересы города и собирать налоги с сельского населения (народное ополчение во главе с тысяцким). Князей вече приглашало исключительно для использования в качестве военной силы в конфликтах с другими княжествами или западными соседями (в Прибалтике).

Во Владимиро-Суздальском княжестве, хотя в городах сохранялись вечевые институты, но постепенно князья оттесняли их на второй план, стремясь ограничить полномочия веча только собственно городскими делами, а в масштабах всего княжества, включая сбор налогов с сельского населения, сосредоточить власть в своих руках. Наиболее последовательную политику в этом отношении проводил князь Андрей Боголюбский (вторая половина XII в.), которого многие историки считают предшественником возникновения на Руси в будущем единоличной княжеской системы власти.

В Галицко-Волынском княжестве, где особенно большой масштаб приняла боярско-вотчинная земельная собственность, дававшая за счёт плодородных земель значительные доходы, боярство сумело значительно ограничить власть князей, а последние пытались в своей борьбе с боярством опереться на городские веча. В результате возникло неустойчивое равновесие между князьями и боярскими группировками (эти группировки тоже враждовали между собой), нарушавшееся то в одну, то в другую сторону.

В целом три политических варианта развития Руси были следующими: в Новгороде верх брала республиканская тенденция («город-государство»), близкая аналогичной тенденции в богатых торговых городах Северной Европы; во Владимире - тенденция к единоличной власти князя; в Галиче - тенденция к совместному княжеско-боярскому правлению.

Вопрос о том, по какому пути пойдёт новое возможное объединение русских земель (или из них образуются несколько самостоятельных государств, идущих собственным путём) вплоть до середины XIII в. оставался открытым. Но во всех трёх вариантах пока не обнаруживалось сколько-нибудь серьёзных отличий от аналогичных процессов политической раздробленности в большинстве европейских государств, включая ближайших западных соседей Руси - Венгрию, Польшу, Швецию.

ИСТОРИЯ (ИСТОРИЯ РОССИИ)





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...