Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Высокий классицизм



(1800 – 1840-е)

В русском искусстве первой трети 19 века особенно велики достижения архитектуры и скульптуры. Это был период исключительного размаха русского градостроительства. Высочайший подъем классицизма 19 века был подготовлен трудами зодчих конца 18 века. Классицизм, вдохновленный самыми передовыми идеями эпохи, пафосом победы в Отечественной войне 1812 года, был достаточно гибким, позволял находить множество разнообразных решений. Более того, он давал возможность зодчим второго плана также создавать выдающиеся произведения, определяя средний (очень высокий) уровень, благодаря которому сложился тот Петербург, который нас восхищает.

Деятельность архитекторов, опирающихся на достижения Баженова, Казакова, Старова, составила в полном смысле слова новую эпоху в развитии городского архитектурного ансамбля. В этот период в русской архитектуре были решены задачи в области формирования архитектурных ансамблей нового, не замкнутого, типа.

В отличие от русской архитектуры 1780-90-х годов, когда ведущими сооружениями являлись дворец и богатая усадьба, теперь огромное внимание уделяется возведению общественных – гражданских и административных – сооружений, причем формирующих центры общественной жизни целого района города. Дворцовые и культовые сооружения также подчиняются требованиям единой архитектурной композиции определенного района.

Классицизм 1800-1840-х годов находился в самой интенсивной фазе своего развития, условно названной высоким классицизмом. Этот этап отличается от классицизма 18 века принципиально новыми чертами:

ярко выраженным идейно-художественным содержанием, которое достигалось синтезом монументальных искусств,

необычайным подъемом градостроительства.

В этот период в Петербурге под руководством учрежденного в 1816 году Комитета для приведение в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ была создана система архитектурных ансамблей, украсивших центр столицы Российской империи. В состав Комитета входили Росси, Стасов, Михайлов 2-ой, инженеры Бетанкур, Базен и др. Комитет развернул широкую градостроительную деятельность и функционировал до 1842 года.

Подъем градостроительства.

Петербургский классицизм начала 19 века известен прежде всего своими взаимосвязанными ансамблями центральных площадей, раскрытых к Неве и Невскому проспекту. Прилегающие к этим площадям улицы и переулки, проспекты и набережные – элементы единой объемно-пространственной системы. Шедевры классицизма занимают ключевые места на проспектах и набережных. Верно оценить место и значение отдельного здания, ансамбля или улицы можно, только определив их градоформирующую роль, взаимосвязь со всей средой. Именно в 1800-1830-е сложился образ Петербурга с его дворцами и храмами, театрами и казармами, мостами и набережными, который воспет в русской литературе.

Начало формированию центра Петербурга в первом десятилетии 19 века положили Воронихин, Захаров, Тома де Томон. Их творения явились первыми в России примерами нового понимания городского ансамбля – открытого, органично связанного с планировочной тканью города. Этот принцип развили затем Росси и Стасов. Смело реконструировав отдельные районы Петербурга, они создали блестящие ансамбли, прекрасно сочетающиеся с гладью Невы – Марсово поле, Дворцовая и Сенатская площади. Искусно сочетая существующие здания с новыми, зодчие сформировали ансамбли, составившие архитектурное «ожерелье» Невы. В планировке и застройке этих площадей заложен принцип регулярности, их художественная цельность обусловлена композиционным единством, а также единством масштабности, ритма.

Вторая группа петербургских ансамблей данного периода расположена вдоль главной магистрали города – Невского проспекта. Здесь по-новому трактуются его важные пересечения с реками и каналами, где углы подчеркнуты величественными зданиями. Архитектурные акценты на этой магистрали – перекрестки и площади – соединены нейтральными связками, которые подчеркивают красоту каждого ансамбля – Казанского собора, Александринского театра и Михайловского дворца с прилегающими улицами и площадями.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2491 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...