Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
· Саккос (греч. Σάκκος — мешок от ивр. שַׂק— мешок, одежда из мешковины, надеваемая в знак скорби)слово греческое, означает "вретище", "рубище" и есть одежда печали, смирения, покаяния (Иер. 48,37; Лк. 10,13). Саккос своей формой похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же назначение, что и фелонь. Звонцы на саккосе означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа.
· Омофор - от греческого слова ὦμος — плечо и φόρος — несущий, нара́менник, нара́мник (от ст.-слав. рамо, двойственное число рамена — плечо, плечи) — есть одежда, носимая на плечах, надевается поверх всех одежд).
Омофор имеет вид длинной ленты, украшенной крестами, и возлагается на архиерея так, что своей серединой объемлет оба плеча, а концами низко опускается спереди и сзади.
Омофор означает заблудившуюся овцу, т.е. весь грешный род человеческий, а епископ, облаченный в эту одежду, есть образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на Свои плечи (рамена) заблудившуюся овцу и принес ее к незаблудившимся, т.е. ангелам, в дом Отца Небесного.
На омофоре имеются кресты в ознаменование того, что, как Христос на раменах нес свой крест, так и все епископы подражатели и продолжатели Его спасительного служения, носят на плечах свой крест, т.е. переносят, претерпевают страдания и скорби.
Как священник должен на всех богослужениях облачаться в епитрахиль, так и архиерей надевает омофор, какое бы бого-служение он ни совершал.
Когда епископ совершает таинство Священства, то вместе со своей рукой он возлагает на голову посвящаемого во диакона или пресвитера и край своего омофора.
В Русской Православной Церкви существуют в настоящее время два омофора: большой и малый.
· Великий (большой) омофор — длинная широкая лента с изображениями крестов, огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим — на спину. В большой омофор архиерей облачается в начале Литургии, при торжественных молебных пениях и крестных ходах.
· Малый омофор — широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. В малый омофор епископ облачается на Литургия верных, на литии (во время вечерни) и др.
По причине символического значения омофора, он несколько раз снимается и надевается епископом во время совершения Литургии:
1. Перед Литургией омофор надевается вместе со всеми одеждами.
2. Перед чтением Апостола омофор снимается, во время чтения Евангелия епископ стоит без омофора, в ознаменование присутствия Господа Иисуса Христа, Великого Пастыря словес ного стада. "Епископ, по слову св. Исидора Пелусиота, представляет собою Христа и самою одеждою показывает всем, что он есть подражатель Того благого и великого Пастыря, Который восхотел нести немощи стада, посему, когда с раскрытием Еван-гелия является Сам истинный Пастырь, епископ тотчас слагает с себя одежду подражания, давая тем знать о присутствии Господа и вождя пастырей".
3. Омофор надевается архиереем на Херувимскую песнь, после умовения рук.
4. После изъятия частиц у жертвенника за живых и умерших епископ снимает омофор, ибо во время великого входа дискос и чаша изображают собою Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира.
5. Затем омофор надевается на евхаристическом каноне перед словами: «Приимите, ядите...».
6. После пресуществления Святых Даров омофор снимается: они суть Тело и Кровь Христовы, поэтому архиерей снимает с себя ризу подражания.
7. Перед возгласом "Святая святым" омофор надевается и не снимается епископом до конца Литургии.
8. Если за Литургией бывает хиротония, то на время хиротонии епископ надевает омофор.
· Энколпион, или панагия, есть небольшая икона Спасителя или Божией Матери, носимая архиереем на груди как во время богослужения, так и вне его.
В древности панагия представляла собой драгоценный складной ковчежец, имеющий с одной стороны икону Божией Матери, а с другой икону Спасителя или Святой Троицы. В него иногда полагали частицу мощей святых.
Панагия, носимая епископом на груди, напоминает ему, что он должен постоянно иметь в своем сердце Господа и Ходатаицу перед Богом Матерь Божию. Для этого у него должно быть "сердце чистое и дух правый". Панагией иногда награждали архимандритов.
▪ Крест. При крещении крест возлагается на каждого христианина в знак того что он стал последователем Христа. Этот крест обыкновенно носится под одеждой. Священнослужители же носят особый крест поверх одежды для постоянного напоминания, что ими не только должны носить Господа в своем сердце, но и перед всеми Его исповедовать. Крест носят не только епископы, но и пресвитеры.
▪ Митра (др.-греч. μίτρα «пояс, повязка», в расширенном смыслеозначает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра иногда называется "шапкой" (Чиновник). Митра царское украшение; дается она священнослужителю потому, что он в служении изображает Христа как Царя Славы.
▪ Митра знак власти, которая дается служителю Церкви.
▪ Кроме того, митра напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, и о том сударе которым была обвита голова погребенного, воссиявшего из гроба Христа Жизнодавца.
▪ Митра усвояется архиерейскому сану в подражание ветхозаветным первосвященникам, носившим на голове кидар.
▪ Митра дается также архимандритам, она является и наградой протоиереев.
· Мантия (греч. μανδύη — «шерстяной плащ») - верхняя одежда монахов, не имеющая рукавов и покрывающая все тело, кроме головы; этим выражается:
1. всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни;
2. у монаха ни руки, ни ноги, ни другие части тела не живы и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свободна у него только голова, устремленная к Богу, мудрствующая и помышляющая о Божественном.
В древней Церкви мантии носили все христиане. Существовал такой обычай: человек, отрекавшийся от служения идольского и принимавший христианство, снимал с себя одежду, достоинство и чин, приобретенные в язычестве, и вместо прежней одежды обыкновенно надевал на себя отличительную от языческих длинную одежду, известную под именем паллия, означавшую презренное положение и смирение. Тертуллиан в книге о паллии говорит: "Отсюда происходит насмешка язычников над христианами, он из почетной одежды перешел в одежду презренную". С течением времени эта одежда сохранилась только у монахов.
Архиерейская мантия отличается от монашеской. Если мо-нашеская мантия черная, то архиерейская лиловая или других цветов; на ней имеются: скрижали и источники.
· Скрижалями называются четырехугольные платы цветной материи, нашиваемые на верхние и нижние края мантии. Они изображают Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать учение.
· Источниками же называются ленты белого и красного цвета, нашиваемые вдоль мантии; они изображают собой струи учения, истекающего из двух Заветов и проповедуемого епископом.
Все священные облачения освящаются особой молитвой и окроплением святой водой, и священнослужители надевают их с молитвой, благоговением и целованием. Своим красивым видом и чистотой они напоминают священнослужителям о святости взятого ими на себя служения.
Кроме упомянутых облачений, при совершении архиереем богослужения употребляются следующие предметы: жезл, орлецы, рипиды, дикирий и трикирий.
· Архиерейский жезл имеет особое устройство: верх его увенчивается крестом; под крестом имеются рукоятки (или рожки), имеющие иногда вид змеевидных голов; к жезлу обычно привешивается плат, так называемый судок. Жезл дается архиерею в знак его власти над подчиненными ему и отеческого его управления своей паствой. "Жезл, говорит Симеон Солунский, означает власть Святого Духа, утверждение и спасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся доле собирать к себе"(Нов. Скрижаль).
Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипас-тырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти свое стадо во имя и славу Христа.
Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!