Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционные верования протоказахов. Поклонение Тенгри, жер-су, Умай



Обращая свой взор к небу, древний тюрк постулировал свое мировоззренческое отношение к действительности в вертикально- пространственном аспекте, подразделяя эту вертикаль на верхний мир Тенгри (Небо) и свой срединный мир, где находилась земля (Жер), текла вода (Су), которые в своей совокупности составляли источники существования. Поклонение Небу (Тенгри) занимало центральное место в этом культе благодарения, что понятно, а потому и породило массовый культ неба. По небу на колесницах или небесных конях ездили небесные существа, сами же каганы тюрков были похожими на Небо и были они "на Небе рожденными". В древне- тюркской письменности было записано: "Небо, руководя со своих (небесных) высот отцом моим Ильтериш-каганом и матерью моей Ильбильгякатун, возвысило их (над народом)"./…/

Возникновение культов Неба и Земли-Воды связано с извечным инстинктом благодарения человека, его постоян­ным стремлением отблагодарить добрых богов, покровитель­ствующих существ, которые спасают в тяжелые времена от голода и бедствий, посылают им продукты пропитания в виде кореньев, диких злаков, рыбы, животных. Осознание реальной жизненной действительности породило представление о на­личии верхнего мира, Неба, которое помогает людям. Не случайно уже у древних тюрок высочайшая, по их представ­лениям, верщина мира называлась Хан-Тенгри. Отождеств­ление в Небе бытийственного смысла и его духовной символизации на долгие века сохранилось у тюрков.

Пристальный Анализ Неба как верховного божества и привычка скотоводов предопределять центры тяготения и маршруты оптимального движения позволили реконструиро­вать Тенгри в его различных компонентах, которые, естест­венно, сохранили свое единство в мировоззренческом отно­шении. Не углубляясь в этот аспект, все-таки можно было бы отметить, что в образе Неба налицо тройственное единство эмпирической реальности, так как оно наблюдаемо, духовной символизации, ибо Тенгри является божеством, и, наконец, это образование, будучи наблюдаемо-ненаблюдаемым (идеально-неидеальным), оказывается функционирующим в раз­личных ипостасях. Небо есть единство реальности и символа в его функционировании, что сразу же влечет за собой значительные последствия в его функционировании, что сразу же влечет за собой значительные последствия.

Возвращаясь к выдвинутому постулату о непосредственной - внедренности протоказахов в реальности бытия, следовало бы расшифровать понимание или интерпретацию Неба в миро­ощущении древних казахов. Скотоводы первым делом обра­щали внимание на самую яркую вечернюю (утреннюю) звезду Шолпан (шопан Шолпанга карайды), искали у скотовязи Темир Казык (Полярную звезду), обращали внимание на расстановку Семи разбойников (Жетi К,аракшы), Большую Медведицу и т.д. Примат звезды Шолпан был настолько важен, что древние чабаны считали эту звезду прародиной всех людей, в которой находятся неродившиеся души будущих людей. В этом можно видеть синкретичное сочетание реальности небесного объекта и его идеализацию в качестве духовного символа порождающего мира. Смысловое единство реального и идеального в этом проявляется особенно сильно. Аналогичным образом луна выглядела в мировоззрении древних пастухов как хозяйка вселенной и потому рода человеческого, что выглядело особенно наглядно в периоды полнолуния, когда на луне имелись темные пятна и она была похожа на старушку. Как видно, Тенгри было не только Небом с сакральным значением, не только божеством, но и порождающим началом в первичных религиозных верованиях казахов.

Жер (Земля) и Су (Вода) были уже объектами поклоне­ния, находящимися в срединном мире, ведь они способство­вали сохранению рода, спасали людей и потому наделялись божественными чертами. В казахских преданиях понимание Жер-Су идет от времен исхода прототюрков с Алтайского нагорья, а потому до сих пор сохраняется уважение к Алтаю (ак Алтай, аскар Алтай, сыны Алтай), который считался местом свиданий Жер-Су с духами предков родов, которые традиционно поделили всю землю казахов между собой. Об этом же говорит упоминание о Молочном озере на Алтае (Сут кол), на вершине которого находится Алтын Бай Терек священный золотой тополь, служащий проводником среднего мира и неба, что звучит как Жер Тенгри киндиги (пуповина Земли и Неба), Жер-Су обладала еще одним озером Кзыл кол (Красное озеро), где обитала знаменитая рыба Кер балык, содержащая в себе прототипы всех видов людей и скота, и поддерживавшая горы всего Жер-Су. Кер балык передавал эти зародыши Жер-Су, которая уже сама наделяла ими духов-покровителей родов, а те уже реализовывали их по своему усмотрению.

Фундаментальная взаимосвязь Тенгри и Жер-Су поневоле поворачивает анализ к оценке действительного взаимоотно­шения эрих божеств. В орхоно-енисейских памятниках, найденных по р. Тубе (приток Енисея), пишется: Тенрим озук бизге бол, Идил жерим е менгу бол, что в буквальном переводе означает: О мое Небо, будь крышей над нами, О моя страна Идиль, вечно существуй. Само Небо, помимо своего сакрального смысла Тенгри, фигурировало и в обычных значениях, как голубизна (кок), воздух (ауа), что уже подразумевало расчленение неба на дальнее, высокое и ближнее, где летают ауа кустары (небесные птицы). Посред­ством Жер Тенгри киндиги сообщаясь с Землей, Тенгри вставало в понимании тюрков как голубое небо, наделенное божественными чертами, которым следует поклоняться. Араб­ский географ ал-Макдиси писал: "Тюрки говорят бир тенгри, подразумевая под этим "един господь". Некоторые из них утверждают, что тенгри это название небесной голубизны, а некоторые их них говорят, что тенгри это небо".





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 2590 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...