Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эпоха пионеров кинематографа



История развития кинематографа Германии берёт своё начало в год рождения кино: уже в 1895 году, за два месяца до братьев Люмьер, показывавших своё «Прибытие поезда» в Париже, в берлинском дворце Винтергартен (Wintergartenpalais) братья Складановские организовали для публики просмотр коротких лент с помощью собственного изобретения — так называемого «биоскопа». Однако аппарат Складановских из-за дороговизны своей технологии не смог конкурировать с проектором Люмьеров, который использовался не только для проекции изображения, но и для съёмки.

Новый вид развлечения, коим стал кинематограф, быстро завоевал популярность среди «высшего общества» Германии, однако столь же быстро эта популярность стала массовой, и короткие фильмы уже повсеместно показывались в качестве ярмарочных аттракционов обычным горожанам и рабочим. Палатки, в которых проходили киносеансы, назывались в простонародье «кинтоппы». Примитивному «синематографу» пытались противостоять люди, заинтересованные в нём как в искусстве: после 1910 года в Германии снимаются первые художественные киноленты с большей продолжительностью и положенной в основу литературной составляющей (например, «Пражский студент» режиссёра Пауля Вегенера). До 1914 года большýю часть показываемого кино составляли импортируемые немые фильмы, прежде всего из Дании и Италии. Как и во всём мире, немецкая публика оказалась подвержена «феномену кинозвёзд»: она хотела видеть в новых фильмах определённых киноактёров. Среди первых немецких кинозвёзд тех времён — Хенни Портен и датчанка Аста Нильсен. Кроме того, киноленты, имевшие кассовый успех, сразу же снабжались продолжениями и превращались в сериалы. Особенно популярными были детективные фильмы; именно с детективных сериалов начал в то время свою карьеру режиссёр Фриц Ланг.

Бойкот французских кинофильмов, связанный с Первой мировой войной, спровоцировал некоторый кризис кинопроката тех лет; владельцам заведений, показывавших кино, приходилось возмещать возникшую нехватку фильмов номерами танцев варьете. Однако уже к 1916 году в Германской империи насчитывалось свыше 2000 постоянных мест кинопоказа. В 1917 году с основанием наполовину государственной кинокомпании УФА (Universum Film AG) немецкая киноиндустрия обретает структурированность и поддержку государственной казны. Этот шаг властей Германии был обусловлен тем, что кинематограф как никакой другой вид искусства оказался эффективен в качестве орудия пропаганды[[1]]. Под эгидой армии Германской империи возникали так называемые «фильмы Отечества» («Vaterlandische Filme»), взывавшие к патриотическим чувствам зрителей; зрители же, в свою очередь, не хотели потреблять этот товар без развлекательной составляющей. Так что постепенно растущая киноиндустрия Германии, на тот момент крупнейшая в Европе, была вынуждена финансировать съёмки и таких картин.

1918—1933: переход к звуковому кино. Основная статья: Немецкий экспрессионизм

С 1919 года в немецком кинематографе преобладает киноэкспрессионизм: такие его образцы как «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссёр Роберт Вине) и «Носферату: Симфония ужаса» (1922, Фридрих Вильгельм Мурнау) становятся киноклассикой и оказывают значительное влияние на последующее развитие киноискусства. Экспрессионистское кино Германии оказало большое влияние на сложившуюся позднее мрачную эстетику фильмов ужасов и детективных картин. Такие режиссёры, как Жан Кокто и Ингмар Бергман, по собственному признанию черпали вдохновение в этих фильмах. Кроме того, критики отмечали очень сильные тенденции к изображению апокалипсиса и авторитаризма в немецком кино этого периода. В качестве стилевого ответвления в немецком кинематографе можно также назвать ряд картин, содержащих социальную критику и постепенно вступающих в дискуссию с экспрессионистами (яркий представитель — Георг Вильгельм Пабст, «Безрадостный переулок» 1925 года и другие фильмы).

К тому времени в одном только Берлине кинопроизводством занималось свыше 230 кинокомпаний; построенные кинопавильоны в Бабельсберге позволяли осуществлять всё более масштабные постановки. Наиболее ярким примером расцвета кинопроизводства в Германии стало создание в 1927 году Фрицем Лангом грандиозного кинозрелища «Метрополис», в котором участвовало более 36 000 статистов, а оператор Эжен Шюфтан впервые в полной мере применил изобретённый им самим приём «зеркальных совмещений» (комбинирование двух изображений в одно), ставший революционным для последующего развития операторского искусства и впоследствии названный «приёмом Шуффтана». К середине 1920 годов в Германии вовсю строились гигантские кинотеатры на 1600 и больше мест.

Немецкое немое кино стало одной из доходных статей бюджета Германии. Вместе с тем, обесценившаяся валюта, нестабильная экономика и несколько кинематографических суперпроектов, обернувшихся финансовым крахом, заставляли кинематографистов маневрировать в своих картинах между блеском и нищетой. Последняя причина (дорогие постановки, провалившиеся в прокате) вынуждала некоторых кинематографистов искать новые возможности творчества за океаном (например, комический актёр Эрнст Любич, эмигрировавший в 1923 году в Америку). Более того: фильмы социальной и моральной тематики, затрагивавшие вопросы абортов, проституции, гомосексуализма, наркомании, подвергались резким нападкам со стороны консервативно настроенной критики и формирующейся цензуры. Однако вместе с общим развитием массового кино получало развитие и документальное и экспериментальное кино.

В 1927 году компания «УФА» стала частью консервативного концерна Альфреда Гугенберга, а в его продукции преобладали фильмы о путешествиях в далёкие страны, которые рядовой зритель мог увидеть только купив билет в кино.

В конце 20-х годов наступает эпоха звукового кино. Снимаются такие фильмы, как «Голубой ангел» (1930) с Марлен Дитрих, «Берлин-Александерплац» (1931), а также экранизация «Трёхгрошовой оперы» Бертольда Брехта (1931). Фриц Ланг снял несколько картин, среди которых его первый звуковой фильм «М». Уже в 1932 году в стране открыто свыше 3800 кинотеатров, где показывается звуковое кино.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 455 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...