Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Афоризмы о детективе



Гангстерский фильм (англ. Gangster film или Mob film, от англ. mob — банда, шайка) — поджанр боевика, криминального фильма, рассказывающий об организованной преступности. В большинстве классических примеров этого направления действие происходит в США в 1920-е — 1950-е годы — период расцвета гангстерских группировок. В отличие от так называемых полицейских фильмов, в гангстерской драме главными персонажами выступают не служители правопорядка, а преступники и лидеры криминальных сообществ, что часто приводит к попытке оправдания их действий и романтизации их образа жизни.

История развития

США

Кинокритик и публицист Алексей Гусев[1], схематично выстраивая вехи истории развития жанра, полагает, что классическая эпоха гангстерского фильма в США началась картиной «Подполье» (англ. Underworld, Джозеф фон Штернберг, 1927 год) и завершилась лентой «Ревущие двадцатые» (англ. The Roaring Twenties, Рауль Уолш, 1939 год)[2]. Позже о тематике забыли вплоть до триумфа «Крёстного отца» (Фрэнсис Форд Коппола, 1972 год). В последние годы гангстеры наиболее часто встречаются в фильмах в стиле ретро: «Проклятый путь» (Сэм Мендес, 2002 год), «Чёрная орхидея» (Брайан Де Пальма, 2006 год), «Подпольная империя» (2010 год) и так далее.

Вероятно, что некоторые этапы развития жанра необходимо рассмотреть шире и подробнее. В качестве первого примера фильма о преступности историки кино называют 11-минутную картину 1906 года «Чёрная рука» (англ. The Black Hand), в которой два вымогателя угрожают хозяину мясной лавки и его семье расправой в случае невыплаты определённой денежной суммы. Другим часто упоминаемым гангстерским фильмом начала века является лента «Мушкетёры аллеи Пиг» (или «Мушкетёры Свиной аллеи», англ. Musketeers of Pig alley, 1912од).

Интерес к гангстерскому фильму нарастал одновременно с подъёмом нелегального рынка алкоголя во времена «сухого закона», и достиг своего первого пика популярности в годы Великой депрессии. Были выпущены «жанрообразующие»[1] картины: «Маленький Цезарь» (Мервин Лерой, 1931 год), «Враг общества» (Уильям Уэллман, 1931 год) и «Лицо со шрамом» (Говард Хоукс, 1932 год). Персонажей этих фильмов звали по-разному: Рико Банделло, Том Пауэрс или Тони Камонте, но зрители легко угадывали в них Джона Диллинджера или Аль Капоне[3].

Период, когда режиссёры начали создавать образы известных преступников под настоящими именами, начался во второй половине ХХ века. Это, например, «Пулемётчик Келли» (Роджер Корман, 1958 год), «Резня в день Святого Валентина» (Роджер Корман, 1967 год), «Диллинджер» (Джон Милиус, 1973 год) и другие. Роджер Корман, руководивший съёмками невероятного количества фильмов (более 400) в определённом смысле стал наставником для целого поколения режиссёров «школы Кормана». Среди них называют и Фрэнсиса Форда Копполу[3], который вывел фильмы об организованной преступности на уровень высокохудожественного, эпического произведения, «гангстерской саги». Три части «Крёстного отца» не только получили около 50 высших фестивальных наград, но и включены в верхние строчки практически всех кинематографических рейтингов: AFI, 250 лучших фильмов по версии IMDb, Sight & Sound[4].

Другой этапный фильм, настоящий гангстерский эпос — картина Серджо Леоне «Однажды в Америке» (1983 год), которая стала «антологией, энциклопедией приёмов и выразительных средств гангстерского фильма»[3]. Также чрезвычайно успешно работал в этом направлении режиссёр Брайан Де Пальма, создавший более современную версию ленты «Лицо со шрамом» (1983 год), «Неприкасаемые» (1987 год), «Путь Карлито» (1993 год). Классические образцы жанра были поставлены Мартином Скорсезе — «Злые улицы» (1973 год), «Славные парни» (1990 год), «Казино» (1995 год). Характерно то, что все четыре мастера гангстерского кино, обратившиеся к воссозданию истории Маленькой Италии, — этнические итальянцы.

С начала 1970-х годов некоторые специалисты выделяют два направления, в которых стал развиваться гангстерский фильм: ретро-стилизация, часто с комедийным уклоном, с одной стороны, «эстетизация и интеллектуализация» с другой[3]. К первому направлению можно отнести ленты «Афера» (Джордж Рой Хилл, 1973 год), «Клуб „Коттон“» (Ф. Ф. Коппола, 1984 год), «Замужем за мафией» (Джонатан Демми, 1988 год) и другие. Ко второму — «Французский связной» (Уильям Фридкин), «Убийство китайского букмекера» (Джон Кассаветис, 1976 год) и другие. О повышении значимости гангстерского фильма в голливудской иерархии жанров свидетельствует тот факт, что 4 года подряд (с 1971 по 1974) «Оскар» за лучший фильм присуждался произведениям этого жанра («Афера», «Крёстный отец», «Крёстный отец 2» и «Французский связной»).





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 500 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...