Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идея журналистского произведения. Опорная и рабочая идеи текста. Идея и гипотеза



Теперь несколько слов об идее журналистского произведения. Чтобы произведение получило идейное звучание, журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции, в своих взглядах на ту или иную проблему, в своём видении жизненной ситуации, с которой он столкнулся, в выражении собственного отношения к описываемым фактам.Идея здесь всегда выступает как указатель пути к решению проблемы, подсказывает тот тип поведения, или то отношение к информации, которое поможет читателю чувствовать себя в этой жизни увереннее. Идея произведения понимается обычно как главная мысль, откровение автора, его открытие, которое он через свое произведение делает достоянием людей, выход из ситуации.

Теоретики журналистики различают опорную и рабочую идею. Говоря коротко, опорная идея есть кредо журналиста. Это информация о системе ценностей, на которые опирается в материале журналист, побуждая читателя соотнести их с собственными и принять или не принять журналистскую оценку и трактовку проблемы. В качестве рабочей идеи выступает информация, выработанная непосредственно в ходе освоения реальной, конкретной ситуации и побуждающая к внешним или внутренним действиям во имя разрешения проблемы, то есть собственно журналистская информация.

Гипотеза – это «предположение о существовании каких-то явлений, о причинах их возникновения и закономерностях их развития. Гипотеза определяется и как процесс мысли, заключающийся в построении определенного предположения и его доказательстве» [21]. Выдвижение гипотез необходимо для того, чтобы сделать поиск фактического материала более целенаправленным, а замысел будущего произведения более определенным. Гипотеза сменяется концепцией. И все же они не бесполезны, потому что стимулируют журналиста к проверке его исходных предположений о проблемной ситуации. Гипотезы способствуют расширению диапазона поиска ответов на вопросы, стоящие перед журналистом. Гипотезы, наконец, способствуют конкретизации идеи будущего произведения.

15. Жанр очерка, способы изображения в нём человека.

О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерк — это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. Основной признак очерка — писание с натуры.

Способы изображения (зависит от типа очерка):

· биография

· анализ личности

· морально-нравственная оценка действий

· исследование скрытых сторон различных явлений действительности и человеческой деятельности

· раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений (центр место - конф ситуация)

· обрисовка характера человека

16. Журналистский образ: понятие, признаки, назначение. Литературный и журналистский образы

Журналистский образ – это сверхсмысл материала, который является результатом осознания журналистом связи реалий действительности и материала культуры. Он обыгрывается в тексте и может быть вынесен в заголовок.

Публицистический образ, в основе которого лежит художественно-эстетический характер отображения действительности. Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой – логико-понятийное. + документален, +чувственно-эмоциональное восприятие действительности, + содержит авторские идеи и мысли, + образное осмысление, +содержит выразительные средства, + мировоззренческая установка

Назначение -?

Если в художественном произведении творец, создавая художественный образ, полагается на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить не могут, так как в основе любого публицистического образа всегда лежат документальные факты. Образ автора в литературном произведении, как правило, не совпадает с реальной личностью писателя. Здесь он выступает в качестве художественного образа, созданного по законам типизации. При этом автор в литературном произведении, с одной стороны, наделен широкими возможностями в изображении героев, а с другой –обладает богатым спектром самовыявления, многообразные разновидности и формы авторства, автор является центром того «замкнутого бытия».

Иные функциональные задачи стоят перед автором журналистского произведения. Здесь, как правило, мы имеем дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста, демонстрацией различных мировоззренческих взглядов журналиста, поэтому в одних случаях перед нами предстает образ размышляющего автора, а в другом – лирического героя.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 6222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...