Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 3. Игра как основной вид отдыха и развлечений. Методика проведения игр



«Игра» – социально-педагогическое явление, роль которой в жизни личности трудно переоценить. В процессе игры человек удовлетворяет целый ряд потребностей и прежде всего потребность в самовыражении и самоутверждении. Игра удовлетворяет познавательные, коммуникативные, эстетические и рекреационные потребности человека.

Игре присуща своеобразная мотивация, человек рассматривает игру как источник радости. Человек играет не ради практического эффекта, а потому что ему это нравится.

Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. В состязательно-игровой обстановке происходит мобилизация физических и духовных сил, возникает эмоциональный подъем.

Успех в игре придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает общий тонус. Преодолевая трудности люди, получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку. Структура любой игры предполагает достижение цели посредством преодолений определенных препятствий. В игре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть свое содержание, в ходе ее человек совершает различные умственные операции, производит практические действия.

Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

• коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные контакты;

• деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;

• компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

• воспитательная - организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

• педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

• прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

• моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

• развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;

• релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

• психотехническая - перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;

• развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию аксессуаров. Рассмотрим некоторые из них.

По содержанию. Это определяющая сторона игры как таковой. Оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание включает фабулу, тему, интригу, задачи игры, т. е. это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. д. По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т. п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

По форме. Форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура».

В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, противоборства, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.

По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными, или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Различаются по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

По месту проведения. По этому признаку выделяются: настольные (застольные) игры, комнатные, уличные, дворовые; игры на воздухе и на местности (в лесу, поле, на воде, туристской площадке и т. д.), игры на празднике и эстраде.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек и женщин. В вышеупомянутых играх - особые рефлексия, традиции, приметы пола.

По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.

По степени регулирования, управления. Существуют игры, организованные аниматором, спортивным инструктором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти туристов.

По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре). Игры могут быть заданного типа или импровизированными, самобытными или подражательными, с меньшей или большей дозой риска, пассивными или активными и т. п.

В системе классификации модельно-социальных форм различают игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэзию, игру-дипломатию, игру-войну и т. д., т. е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям построена, прежде всего, на идее социальной деятельности.

Физические игры, построенные на движении, можно разделить на две группы: а) подвижные; б) спортивные.

Первую группу составляют игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Ко второй группе (спортивным играм) относятся: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и др. Наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, игры без сюжета и игры-забавы.

Сюжетные игры строятся на основе жизненного опыта взрослых и детей. Знания о явлениях природы, образе жизни, повадках животных и птиц, характерных моментах выполнения трудовых действий людьми разных профессий служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на играющих через образы, роли, которые они выполняют, а также через правила, подчинение которым обязательно для всех.

В сюжетных играх действия тесно взаимосвязаны. Активность человека, исполняющего роль, побуждает и остальных участников игры двигаться быстрее, энергичнее, активнее. Каждый игрок проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту, ловкость, фантазию, неординарность.

Бессюжетные игры очень близки к сюжетным, в них нет лишь образов, которым подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Бессюжетные игры по сравнению с сюжетными требуют большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве.

Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнение же представляет собой методически организованные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, интеллектуального развития или психологического укрепления личности.

Игры-забавы (или аттракционы) часто проводятся на вечерах, праздниках - это веселое зрелище, развлечение для всех присутствующих, доставляющее радость, вызывающее заразительный смех. Но в то же время игры-забавы требуют от участников ловкости, сноровки, находчивости и фантазии.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у игроков вырабатывается чувство коллективизма, ответственности, умение согласовывать свои действия с действиями других. Создаются условия для общих радостных переживаний, активной деятельности, вдохновения, ликования от победы. Подчинение правилам игры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

Важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности играющих. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходят улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

К шоу-играм относятся конкурсы и викторины, которые в свою очередь также делятся на разные категории.

Конкурс - относительно интеллектуальная игра, построенная на вопросах и ответах. В игровом контексте конкурсы делятся по возрастному принципу на три категории: для людей среднего и старшего возраста, молодежной аудитории и школьников. Соответственно этому выбираются темы, определяется степень интеллектуальной нагрузки. Конкурсы для школьников строятся по облегченной программе, но и они содержат большой объем познавательного материала. Конкурсы для самых маленьких строятся с учетом их интересов. В качестве вопросов включаются отрывки из фильмов, зарисовки, мультипликации. Молодежные конкурсы учитывают характер аудитории. Для участников среднего и старшего возраста используется четкое разграничение по тематическому признаку: литературные, исторические и др.

Викторина - интеллектуальная игра, где на вопросы могут отвечать несколько человек (команда). Вопросы викторин содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников (семейные, для индивидуалов, групповые), тематике (музыкальные, литературные и др.). Бывают викторины и профессиональные (предполагающие наличие у участников глубоких знаний в области техники, экономики, других отраслей науки и производства).

Методика организации игры заключается в следующем:
§ определяется художественное решение игры;
§ проводится предварительная работа с аудиторией;
§ выделяются ведущие (лидеры) и участники игры из числа туристов;
§ определяется система награждений победителей;
§ объясняются правила игры.
Аниматор следит за ходом игры и соблюдением ее правил. При этом необходимо создавать ситуации риска, которые будут вызывать азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности – возможности и проигрыша, и выигрыша.

Важно создать такие условия для туристов, при которых они могли бы сами организовывать отдельные элементы игры. Например, дать возможность им самим выбрать место проведения игры. Это может быть специальное помещение на турбазе. Возможно, туристам захочется провести развлекательное мероприятие в баре, саду, дискотеке, пляже, у костра, бассейна и т.п. Предложение отдыхающим самостоятельно выбрать художественное решение игры поможет налаживанию контактов и сближению туристов в группе. После того как игра будет подобрана и составлена, необходимо создать дополнительную, запасную программу на случай непредвиденных обстоятельств. После проведения игры аниматор должен сделать анализ игровой программы, который позволит дать объективную оценку условиям ее проведения, выявить все положительные, отрицательные моменты, а также недостатки, что в дальнейшем даст возможность не делать подобных ошибок.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 2801 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...