Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптурная или объемная резьба



Скульптурная или объемная резьба — это резьба, при которой объект изображается со всех сторон. Ее широко применяли в деревянном зодчестве, в изготовлении мебели и в интерьере классических стилей. В настоящее время скульптурной резьбой украшают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари. Из древесины создавали свои произведения известные художники-скульпторы В. И. Мухина, С. Т. Коненков, С. Д. Эрьзя и др. Скульптура по своему назначению и размерам разделяется на монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм, называемую также камерной. Грубую обработку большой деревянной скульптуры ведут пилой, легким топором. Затем используют стамески с различными формами лезвий и специальный нож для отделки. Недостатком древесины как скульптурного материала является ее свойство трескаться по мере высыхания. Наиболее подвержены растрескиванию такие породы, как клен, вяз, липа, осина. Не трескается древесина, близкая к корням, которая имеет извилистые волокна, но ее обработка сложна

Виды мозаики по дереву. Техника «маркетри»

Мозаикой н азывают орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц (камень, керамическая плитка, стекло, дерево и др.). Технику мозаики с древних времен используют для украшения предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева (мебели, музыкальных инструментов, деревянных частей оружия и др.). В зависимости от используемых материалов, технических приемов и художественных особенностей мозаика по дереву имеет несколько разновидностей: инкрустация, интарсия, блочная (чертозианская) мозаика, маркетри.

Инкрустация представляет собой украшение деревянного изделия врезанными в его поверхность пластинками из металла, слоновой кости, перламутра и других материалов. При этом врезки (вставки) находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью Инкрустация — тысячелетнее искусство. Она была известна уже в Древнем Египте, где саркофаги, ларцы и другие предметы, изготовленные преимущественно из черного дерева, инкрустировали слоновой костью. Разновидность инкрустации — контурный орнамент из металлической жилки, вбитой в древесину. Жилки изготовляют из латуни, золотистой или белой бронзы, придавая им сечение вытянутого треугольника. Толщина жилок на лицевой кромке до 2 мм, ширина (высота) полосок — до 7 мм. Предварительно на украшаемой поверхности делают неглубокие прорези по контуру рисунка. Изгибают жилки и забивают с помощью металлических шаблонов. Рисунок мозаики имеет вид филиграни — узорчатой сетки из металлических жилок. Мотивами его обычно служат цветы, листья, геометрический узор. Этот вид украшения используют для отделки элементов мебели, например окантовки филенок. Инкрустацию слоновой костью, перламутром и другими редкими материалами в настоящее время применяют редко, лишь при изготовлении уникальных изделий и реставрации старинных предметов декоративно-прикладного искусства.

Интарсия — частный случай инкрустации — инкрустация деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вклеивают деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой. Особенностью инкрустации и интарсии является то, что в качестве фона для мозаичных украшений выступает массивная древесина. Так как инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то ее применяли лишь для украшения дорогих изделий, изготовленных из ценных пород древесины. При этом все поверхности отделывали так тщательно, чтобы фон не уступал по красоте вставным украшениям.

Блочная мозаика состоит в том, что по заданному рисунку из разноцветных брусочков и пластинок древесины склеивают блоки, которые затем распиливают поперек на множество тонких пластинок с одинаковым узором. Украшения вставляют в углубления или наклеивают на поверхность деревянных изделий.

Маркетри (от франц. marquer - размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы. Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели в домах. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона,

вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 546 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...