Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реальное покушение на виртуальных убийц



История войны в Чечне богата преступлениями без наказания. Но трагедия с комиссией Генштаба — это не просто громкое преступление. Это был вызов всей армейской системе. Тем не менее даже заявлений о том, что расследование взято под высокий контроль (как это сплошь и рядом происходит), не последовало. У этой истории чудовищно примитивный исход: уничтожение крупнейшей комиссии Генштаба «повесили» на попавшихся под руку чеченцев. Публично никто не возразил. Даже родственники погибших офицеров Генштаба хранили молчание, хотя некоторые из них плотно следили за следствием и участвовали в судебных процессах.

Сопротивлялись лишь подсудимые. Их адвокаты проделали большую работу за следователей и задали правильные вопросы. В этом громком и таинственном деле нет ничего определенного, только вопросы, которые сами по себе проясняют многое. А именно: у кого был мотив устранить комиссию, кто располагал необходимой информацией и средствами (в буквальном смысле этого слова — комлексами ПЗРК), кто был замечен в сокрытии улик. Ответ на самом деле ясен и краток. Ханкала. Но Ханкала — понятие вовсе не однородное, и кому-то, видимо, правда была не нужна. Шанс побороться возник после отмены пожизненного приговора чеченцам Верховным судом РФ и возвращения дела в суд на новое рассмотрение. Верховный суд вдруг поломал всю схему и «увидел» действительно огромное количество процессуальных нарушений и просто фактических нестыковок в деле «Ичкерийского ПВО». Но на этой стадии чеченцы Салаватов, Джантемиров, Мациев и Хабибулатов, по сути, перестали бороться. Хотя у них впервые появились шансы хотя бы на смягчение приговора.

На втором процессе подсудимые отказались от своих адвокатов, которые добились отмены приговора в ВС. Они наняли других защитников, среди которых главную роль играл адвокат Мурад Мусаев.

Мусаев прославился на процессе по делу об убийстве Анны Политковской. Но и до этого он был известным адвокатом, настойчивым, цепким. Вот только куда все это делось? Возможно, Мурад Мусаев решил не усугублять и без того незавидное положение своих подзащитных, когда явственно обозначилась угроза их жизни. После того как была подорвана машина, на которой этапировали подсудимых из СИЗО г. Грозного в здание Верховного суда Чечни. Трое конвоиров тогда погибли, подсудимых ранило и контузило. Но после этого процесс пошел без запинок. Вскоре был повторно вынесен жесточайший приговор. Этим летом Верховный суд РФ его утвердил.

Справка «Новой»

Комиссия Генштаба стала третьей по счету комиссией из Москвы, которую пытались уничтожить в Чечне. В 2000-м в одном из северных районов Чечни, где никогда не велись активные военные действия, был подбит вертолет, на котором летел начальник Генштаба МО Анатолий Квашнин (приезжал в Чечню инспектировать войска). Правда, вертолет обстреляли после того, как Квашнин и сопровождающие покинули борт. Обошлось без жертв, но сама машина полностью сгорела. Весной 2001-го на границе Ингушетии и Чечни был подбит вертолет Северо-Кавказского регионального управления ФПС России. На борту находилась парламентская комиссия, закончившая свою работу в Чечне. Командир экипажа подполковник Леонид Константинов, получив ранения в грудь и шею, сумел посадить вертолет. Сам погиб. Члены комиссии не пострадали, только депутату Алексею Арбатову посекло осколками ноги.

По информации газеты «Комсомольская правда», после гибели комиссии Генштаба осенью 2001-го были пересмотрены правила безопасности полетов: высокопоставленным военным чиновникам было запрещено летать в одном вертолете. Однако в январе 2002-го в Шелковском районе Чечни был сбит вертолет Ми-8 c комиссией МВД. Погибли 14 человек, том числе заместитель министра внутренних дел РФ, начальник Главного управления МВД по Южному федеральному округу генерал-лейтенант Михаил Рудченко и заместитель главкома внутренних войск МВД РФ, командующий группировкой ВВ МВД в Чечне генерал-майор Николай Горидов. При этом маршрут Моздок — Ханкала — Моздок, проходящий над станицей Шелковская, для военных вертолетов считался самым «наезженным» и безопасным.

* ПЗРК — переносной зенитно-ракетный комплекс.
** ВОВД — временный отдел внутренних дел.
*** РОШ — региональный оперативный штаб.
**** ОРБ — оперативно-разыскное бюро.

Елена Милашина

23.12.2009





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...