Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Общественное сознание - это целостное духовное явление, которое обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретического) и формы сознания (политическое, нравственное, религиозное).
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания.
В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам);
к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам);
к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности);
к своему правовому поведению (самооценка).
Правосознание как особая форма сознания - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настроений и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действовавшему, действующему и желаемому.
Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, в о-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.
Сущность правосознания проявляется в его особенностях:
1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом. Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.
3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий. К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.
4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития.
Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений. Например, еще в начале XX века словосочетание "пересадка человеческих органов" просто не укладывалась в сознании тогдашнего среднего человека, а само это явление представлялось неосуществимым. О пересадка человеческих органов можно было прочесть разве что в произведениях писателей-фантастов: Г.Уэллса "Остров доктора Моро", М. Булгакова "Собачье сердце", А. Беляева "Голова профессора Доуэля" и т. д. Однако уже в 60-х годах XX века в Советском Союзе впервые была осуществлена удачная пересадка сердца. Затем с течением времени трансплантация человеческих органов стала довольно распространенным явлением в медицинской практике и таким образом приобрела социальную значимость.
5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью. Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского частного права гражданск им правом Европы. Известный правовед и педагог 3. М. Черниловский в своих лекциях высоко отмечал роль Древнеримской культуры и, в особенности, значение римского частного права: "По известному выражению, Рим трижды покорял мир: первый раз своими легионами, поставившими Италию в центр тогдашнего "орбис террарум" - круга земель, омываемых Средиземным морем, второй раз христианством, воспринятым и Древней Русью, третий раз - когда римское право было заимствовано (рецепировано) позднефеодальной Европой, с тем, чтобы спустя столетия сделаться основной десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней".
Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!