![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Может быть, мы ее и не замечаем, но попробуйте представить себе современный мир, если фотография из него… исчезнет. «Опустеют» газеты, журналы, книги, обезличится политика, потускнеет общественная жизнь; обескровится память миллионов людей — людей, имеющих камеры и хранящих снимки о своей жизни и о жизни близких; культура человечества словно бы осядет: ослепнет и обесцветится. А как потускнеет Искусство! Насколько беднее станут выставки, интерьеры, насколько оскудеют библиотеки, насколько ощутимым окажется вакуум художественного мышления!
Нет, представить себе это невозможно: фотография давно и прочно стала неотъемлемой частью культуры и быта людей, их сознания и практики, их повседневного самоощущения. Если вдуматься сейчас заново в старинную и затертую от употребления метафору Стендаля о зеркале, которое человек несет по дороге,— то, пожалуй, уже и не роман, а именно светопись станет этим сквозным, всеот-ражающим зеркалом человечества. Камера и объектив; фотокарточка, альбом, летопись, галерея портретов и сюжетов, непосильных для живописи,— это и высокое Искусство и быт современного человечества. Между тем осмысление этой гигантской сферы жизни отстает. И теоретическое, и практическое, журналистское, и социальное. Проблем и задач тут — непочатый край и для ученых, и для критиков. Работа почти не начата, хотя и назрела.
Настоящая книга не претендует на исчерпание всех проблем и вопросов, рожденных художественной и журналистской практикой. Она концентрирует внимание лишь на узловых моментах, с которыми так или иначе сталкиваются все, кто занимается и интересуется фотографией. Вопросы эти нередко дискуссионны, что естественно: светопись не стоит на месте, развивается, впитывая многообразные влияния смежных искусств, берет на вооружение новейшие достижения технической мысли. Все это не может не влиять на ее эстетику, перед теоретиками и практиками фотографии все время возникают новые задачи.
Книга написана авторским коллективом, основу которого составили сотрудники Сектора художественных проблем средств массовой коммуникации Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания. Это определило основные принципы анализа материала в статьях: фотография рассматривается в них как явление искусства и публицистики, существующее, однако, не в замкнутой сфере, а в широком контексте информационных средств и каналов, использующих фотоизображение и одновременно активно влияющих на ее формы, средства, способы бытования.
Материал книги сгруппирован по четырем разделам. Разделы сопровождаются подборками снимков, из которых можно видеть картину творческих поисков в современной художественной фотографии.
В первом разделе рассмотрен широкий круг общих вопросов эстетического, социально-психологического и этического порядка, связанных с процессом создания фотографических произведений и их восприятия. Во втором разделе рассмотрение этих вопросов ведется в связи с творчеством классиков фотоискусства, работавших на ранних этапах отечественной и зарубежной светописи.
Следующий раздел посвящен творческой практике современных мастеров. Здесь важны такие аспекты как формирование национальной фотошколы, жанры современной
фотопублицистики, «анатомия» образного приема, сложение фотографического стереотипа.
Четвертый раздел — «архивный» — составили публикации статей и фрагментов рукописей теоретиков и практиков светописи. Эти тексты связаны с живыми традициями, продолжающимися и сегодня творческими дискуссиями, они помогают прояснить истоки «вечных проблем», выявить преемственность в развитии фотографии. Проблемы и вопросы, поставленные перед критикой, рассматриваются в книге большею частью на материале отечественной фотографии. Авторы стремятся осознать вклад русских и советских мастеров в образный мир фотоискусства и фотопублицистики, рассказать о сегодняшнем дне советской фотографии, о ее традициях, восходящих к интереснейшему и плодотворному опыту многих замечательных фотохудожников. Двумя ранее неизвестными публикациями представлен в книге такой фотограф-новатор, как Александр Родченко. Особенно важен его доклад о социальном значении фотографии. «Белому пятну» на карте отечественной фотоистории посвящена статья, воскрешающая выдающийся вклад фотохудожника и ученого Сергея Прокудина-Горского, мастера, который положил начало цветной фотографии в России. Рассказано и о фотографическом творчестве такого выдающегося художника, как Эль Лисицкий. Многие из фотографических проблем, о которых идет речь в книге, не единожды возникают на ее страницах под пером разных авторов и трактуются по-разному. Это естественно: ведь авторы обращаются к этим проблемам, исходя из различного художественного материала и давая разные аспекты его осмысления. Это разнообразие углов зрения позволило представить мир фотографии как мир многомерный, находящийся в постоянном движении, бесконечно богатый в своих свершениях и перспективах. Без этого фотографии просто нет: ни как искусства, ни как явления общественной практики.
Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 179 | Нарушение авторского права страницы