![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с темой любви, оно как бы и не существует без этого высокого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.
Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относящиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными песнями, полны деревенской мелодичности и напевности. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются полнотой красок, звуков, запахов. В его стихах — мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.
Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта — радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, отчаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплетается с главной есенинской темой — темой любви к Родине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способностью одушевляет природу отчего края:
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Березка — его любимый образ, становится березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с лебединой шеей и множество других удивительных метафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир — мир живой и одухотворенной природы, в котором жил он сам.
Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией природы, черпает из нее целомудренность весеннего цветения, чувственность летнего зноя.
Возлюбленная поэта — это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом волос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворении «Не ходить, не мять в кустах багряных...», написанном в 1916 году.
В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта — в образе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей».
В начале двадцатых годов происходит резкая смена настроения поэта в стихотворениях о любви. Есенин, став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле стихотворений «Москва кабацкая», где деревенский песенный лиризм заменяется отчетливым резким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяжелые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душевной раздвоенности. Он ждал от революции осуществления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее милое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь решено. Без возврата...», — пишет он в 1922 году. Чувства попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».
Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» проститутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только ненависть. Такое настроение поэта выражается в стихотворении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», написанном в 1923 году. Однако подобные образы являются демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабацкая» любовь — это отчаянный поэтический крик о губительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений пробивается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность состояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...
В 1923 году поэт возвращается из большого зарубежного путешествия, которое сыграло значительную роль в его творчестве. Он разочаровывается в буржуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от родной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожаление об ушедшей молодости, о прожитых впустую годах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожаром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых –
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девушку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:
... Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне...
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий...
Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтическим настроением и светлой грустью:
Там на севере, девушка тоже,
Может, думает обо мне...
«Видно, так заведено навеки...» — в этом стихотворении, написанном в 1925 году, изливается грусть несбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со смехом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лирический герой остается верен прежнему чувству. Он находит снова верного посланника — это «милый Джим»:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.
«Анна Снегина» (1925 г)
Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» — произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Поэма тесно связана с лирикой Есенина, вобрала в себя многие ее мотивы и образы.
Центральным, организующим началом поэмы является речь самого Есенина, Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение. Примечательно, что автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру другим героям, он только объединяет их в поэме.
Поэт определил свое произведение как лиро-эпическое. Главная его тема — личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и главной героини.
Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Не раз уже отмечалось, что имя героини звучит как-то особенно поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.
То, что Анна Снегина оказалась вдали от родины, — это печальная закономерность многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы — это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».
В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. И хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) — это рязанская земля 1917 года; в питой главе — набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Автор отобрал те факты, которые относятся ко времени крупнейших исторических событий в стране: первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и классовой борьбы в деревне. Но для нас особенно важным является не само изображение эпических событий, а отношение к ним поэта.
Есенин не идеализирует русское крестьянство, он видит его неоднородность, видит в нем и мельника со старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжимающего от прибыли руки... Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов старухи-мельничихи:
У нас здесь теперь неспокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны —
Дерутся селом на село.
Символичны эти мужицкие войны, являющиеся прообразом большой братоубийственной войны, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея...» Осуждение войны — империалистической и братоубийственной — одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами — мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Снегиной (гибель мужа, эмиграция). Отказ от кровавой бойни — выстраданное убеждение автора и исторически точная поэтическая оценка событий:
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я — игрушка,
В тылу же купцы да знать...
И лишь в финале поэмы звучит светлый аккорд — воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда ушедшем. Мы убеждаемся в том, что все лучшее, что осталось позади героя, живет в его душе:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погордившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково:
«Нет!» Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Эпилог был очень важен для Есенина — поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотделимость от судеб родной земли.
Широта исторического пространства поэмы, ее открытость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души человека характеризует последнюю и главную поэму «поэтического сердца России» Сергея Есенина.
Сюжет, герои, проблематика поэмы С. Есенина «Анна Снегина»
Категория: Сочинения
Есенин Сергей Александрович — великий русский поэт. Он утверждал, что чувство родины — основное в его творчестве. Это чувство Есенин пронес через всю свою короткую, но удивительно яркую и насыщенную жизнь. Чувством родины проникнуты практически все стихотворения, а также поэмы Есенина.
Поэма «Анна Снегина» в известной мере подытожила творческий путь поэта. Есенин считал, что она лучшее из всего, что он написал.
Поэму отличает поразительное слияние эпического и лирического начал. Ее лирический герой дан в развитии.. Ему свойственна задумчивость, отзывчивость.
Исторические события, изображаемые в поэме, социально насыщенны и значительны. Автор передает свой взгляд на них.
Герой поэмы едет навестить радовские предместья, а возница рассказывает ему по пути о жизни в селе.
В первой строфе нарисована картина благополучного, крепкого села Радова, в котором «дворов, почитай, два ста». Радовские места «богаты лесом и водью, есть пастбища, есть поля». Крестьянские дворы там крыты железом. Хорошо живется в Радове.
Контрастно на фоне Радова выглядит соседняя деревня Криуши. Там житье плохое, одна соха на всех да пара «заезженных кляч». Нищета и обездоленность заставляют криушан воровать из соседского леса дрова. Драматические события разворачиваются, когда радовцы застают их на месте преступления. Братоубийственная схватка заканчивается смертью старшины, а десять мужиков отправляются на каторгу в Сибирь. Суровым возмездием оборачивается радовцам эта драка:
С тех пор и у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар.
Полно душевной усталости повествование героя о годах войны. Она ему «всю душу изъела». Смысл войны герою не понятен, он не видит своего интереса в ней. Насилие над «братом» вызывает у нег отвращение. Герой решает свернуть с этого пути и посвятить себя поэзии.
В поэме возникает образ Керенского, под чьим началом также не желает воевать герой. Таких, как Керенский, он считает прохвостами и дармоедами и предпочитает не служить им, а «быть первым в стране дезертиром».
В образе возницы, доставившего героя в Радово, поэт рисует характер яркий, самобытный. Он хитер, ухватист, своего не упустит.
Теплые чувства вызывает в герое встреча с родными местами, где он не был уже почти четыре года и куда явился на год. Дурманящий запах сеновала, прелесть разросшегося сада, аромат сирени.... Все это навевает в герое воспоминания юности:
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Образ возлюбленной не угас в сердце героя. Но не только воспоминания о первой любви вспыхивают в сердце героя. Прелесть родных мест возбуждает в нем философские размышления о войне и мире, о человеке и истории, о месте личности в круговерти масштабных событий:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
В воображении героя возникает образ солдата-калеки, никому не нужного и отдавшего свою молодость и здоровье за чужой интерес. Новая действительность сельской жизни неутешительна: «сплошные мужицкие войны», безвластье, разбойники на дорогах.
Особое место в поэме занимает образ Прона Оглоблина. Мельничиха представляет его как «булдыжника, драчуна, грубияна», вечно на всех озлобленного и по неделям пьяного, скорого на расправу. «Таких теперь тысячи стало»,— говорит она. Безрадостно встречают и другие рад овцы новую жизнь:
Пропала Расея, пропала-Погибла кормилица Русь... Герой вступает в разговор с мужиками, которые хотят услышать его мнение о происходящем в стране. Приехавшему известному поэту они доверяют:
Ты — свойский, мужицкий, наш,
Бахвалишься славой не очень
И сердце свое не продашь.
Особым лиризмом наполнены сцены, описывающие отношения героя с Анной Снегиной. Радостное волнение вызывает весть о приезде Сергея у Анны: «Ах, мамочка, это он!».
Герой был некогда влюблен в Снегину. Ее удивляет его настоящее:
Писатель...
Известная шишка...
Анна приезжает навестить заболевшего героя. Многое изменилось с момента их расставания.
Я важная дама стала,
А вы — знаменитый поэт.
Тихая печаль от того, что не вернуть былого звучит в речи Снегиной, которую заставил забыть о Сергее молодой офицер. С новой силой разгораются угасшие чувства в душе героев.
Не знаю, зачем я трогал
Перчатки ее и шаль.
Луна хохотала, как клоун.
И в сердце хоть прежнего нет,
По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете Не миновали авторского повествования сцены раскулачивания помещиков.
Эй, вы!
Тараканье отродье!
Всек Снегиной!..
Р-раз и квас!
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас! -
призывает криушан Прон Оглоблин.
Двойной трагедией оборачивается для Снегиной этот день. Она получает весть о гибели мужа, и в горестном отчаянии бросает суровые упреки в лицо герою:
Вы — жалкий и низкий трусишка.
Он умер... А вы вот здесь...
Радостно приветствуют революцию криушане:
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Счастливое волнение охватывает и самого героя Интересен образ брата Прона, Лабути. Он «хваль-бишка и дьявольский трус», неисправимый болтун пьяница. Лабутя умеет приспособиться к любой власти. Повоевав за царя, он первым едет описывать снегинский дом.
Поэт не обходит вниманием и суровые двадцатые годы. Идет беспощадная гражданская война. Криуши навещает сам Деникин со своим отрядом. Расстреливают Оглоблина Прона. Верен себе его брат Лабутя Он в опасный момент в солому залез, а потом с бахвальством говорил по деревне:
Мне нужно бы красный орден
За храбрость мою носить...
Рисуя судьбу Анны, поэт говорит об эмиграции — на письме Снегиной лондонская печать. Ее письмо полно тоски по родине, от которой ей остались лишь воспоминания.
Поэма «Анна Онегина» проникнута глубокими размышлениями поэта о судьбе Родины. Она стала одним из первых крупнейших произведений о крестьянстве и интеллигенции в советской литературе и вызвала многочисленные споры.
Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 3230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!