Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Технический прогресс может оказывать губительное воздействие не только на окружающую среду, но и на самого человека. Каждый человек, участвующий в изготовлении машин или работающий на этих машинах, для того чтобы производительно и безопасно использовать их, вынужден, как отмечалось выше, подчиняться дисциплине, установленной в том техническом коллективе, членом которого он является. Его мышление, чувства и воля в значительной мере определяются этим коллективом. По мнению немецкого социолога А. Вебера, это приводит к тому, что современный человек становится на путь превращения в функционера технического коллектива и, таким образом, утрачивает свою человечность. Функционер в состоянии совершать поступки в высшей степени бесчеловечные. Именно этим объяснял А. Вебер возможность возникновения тоталитарных государств.
Французский философ Ж. Эллюль также отмечал негативное влияние техники на сознание человека, на его ценностные ориентации. Он обращал внимание на поглощение личности массовым потребительским обществом. Общество потребления способствует тому, чтобы люди ради материальных благ, которые дают им развивающиеся наука и техника, приносили в жертву индивидуальную свободу и духовные ценности. В конце концов технические средства становятся самоцелью «технологического общества», в котором люди превращаются в типичный придаток к машине и делаются объектом «калькуляций и манипуляций».
Ускоряющиеся темпы роста знаний и технологических изменений усиливают психологическое напряжение людей перед лицом мощной техники (такой, например, как космическая ракета или ЭВМ, производящая миллионы операций в секунду) и порождают ощущение кажущейся «слабости» человека по сравнению с ней. Возникает иллюзорное представление о всемогуществе техники, но при этом упускается из виду то обстоятельство, что любая техника есть орудие труда человека, без которого она остается грудой мертвого металла.
Немецкий философ А.Хунинг в своей книге «Творчество инженера. К философии техники» подчеркивал, что возможности техники связаны с совершенствованием человека. Отсюда вытекает необходимость опережающего развития общечеловеческого духа и человеческой души. В этом случае человек всегда будет социально-культурно и психологически подготовлен к техническим новшествам. Еще в глубокой древности говорили: «Имей дух и умей воспитывать его». Там, где есть духовность, благородные стремления, там возможна психологическая перестройка людей, их радикальная переориентация на нравственно-эстетические ценности.
Адаптация человека к научно-техническому прогрессу, который на современном этапе представляет собой развертывающийся процесс создания и освоения инноваций, то есть новых технических устройств и материалов, технологий, организационных и экономических мероприятий, направленных на совершенствование производства и т.п., невозможна без постоянного развития познавательных способностей. Чем сложнее техника, тем более глубокими и разносторонними знаниями и профессиональными умениями должен обладать человек, чтобы преодолевать сложившиеся психологические стереотипы и быть уверенным в том, что он успешно справится с эксплуатацией такой техники. В связи с этим возрастает актуальность не только своевременной подготовки и переподготовки кадров, но также и формирования у них способности и постоянного стремления к приобретению новых научных и технических знаний и умений. Поэтому не случайно, что вопросы инженерно-технического образования и воспитания попадают в сферу интересов философии техники.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1427 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!