Нет, статья к проводам никакого отношения не имеет — более того, о том, что указанная техника съемки так называется, мы узнали от нашего читателя. Съемка с проводкой — это один из вариантов передачи движения в кадре, когда фотограф следит объективом за движущимся объектом, водя за ним объективом — собственно, отсюда и название.
© Алексей Новиков
Идея, на первый взгляд, элементартная, но так же требует привычки в обращении, как, скажем, зум-взрыв (zoom-burst). Однако, в соответствии с прогрессивными методиками, нужно сначала вдариться в теорию и объяснить феномен…
Движение в кадре можно показать несколькими способами, начиная с банального «замораживания» объекта съемки в полете, прыжке или очень неестественной позе, в результате чего становится понятно, что такого быть не могло и у человека просто странно раздувались щеки от встречного ветра и заканчивая смазыванием тех или иных объектов в кадре. Смазывание, само по себе, зависит от скорости движения перемещаемого объекта и соответствующей выдержки (на английском буквальный перевод понятия звучит как «скорость срабатывания затвора», что помогает подумать над феноменом смазывания). Соответственно, смазанным может быть либо сам объект (например, в автогонках, когда хочется подчеркнуть окружающую атмосферу или показать скорость), либо фон (когда хочется показать объект съемки в движении) — все зависит от намерения фотографа.
© Алексей Новиков
Понятно, что отразить эмоции спортсмена все же проще, когда окружение размазано, а он выгодно выделяется на фоне.
Теперь к практике — прежде чем проводить съемку, полезно запомнить несколько советов:
- основной параметр съемки движения — выдержка, ее среднее для этого значение не должно быть меньше 1/30 с. Автомобили снимаются быстрее (на 1/60 или даже 1/125 с), т.к. быстрее движутся, идущие люди — на более длинных выдержках (1/25 или 1/15, более длинная выдержка рискована потерей четкости картинки вообще, но с продвинутыми оптическими стабилизаторами или со штативом — см. ниже — вполне возможна)
- очень полезен в спортивной съемке движущегося объекта штатив или монопод (первый легко превращается в подобие второго складыванием ног) — они позволяют закрепить фотоаппарат в одной плоскости, делая движение линейным, без дрожания
- с некоторого времени производители предлагают матричные стабилизаторы, которые вообще придают перемещению фотоаппарата «плавность хода», выражаемую в прямых линиях на кадре (оптические, кстати, еще лучше). И хотя, в большинстве случаев, скорость перемещения фотоаппарата будет недостаточной для дрожания, стабилизатор все же будет весьма кстати — более того, есть модели, которые стабилизируют изображение только по горизонтали или вертикали, что в данном случае, будет вообще незаменимым
- очень хорошая вещь — следящий автофокус, который должен быть включен, в его отсутствие следует принудительно указывать фокусировку по центральной точке
- насчет использования ручного фокуса говорить сложно — тут дело привычки, но автоматический все же лучше, даже когда ненадежен… в конце концов, его всегда можно заблокировать клавишей AE/AF lock
- ввиду того, что в последнее время практически у всех производителей используемый по умолчанию тип автофокуса — простой с подтверждением (AF single), есть смысл переключить на постоянный (AF continuous), т.к. это будет критично потерянными секундами, особенно, если фокус будет промахиваться
- обязательный параметр — серийная съемка, причем именно в этой отрасли фотографии скорострельность — не просто «мерялка», а практически гарант того, что хороших кадров у вас будет больше
Теперь перейдем собственно к съемке:
- приготовьтесь к куче неудавшихся фотографий, запаситесь накопительными ресурсами
- включите автофокус в режим следящего AF или по центральной точке, но в режиме AF-C (без подтверждения фокусировки)
- включите стабилизатор или/и поставьте фотоаппарат на штатив, можно упереться локтями в живот или спиной облокотиться на столб
- старайтесь постоянно держать движущийся объект в центре кадра, следя за ним объективом — кстати, некоторые умудряются смотреть сразу двумя глазами, т.к. в динамично развивающейся ситуации, вроде футбольной игры, самое интересное может происходить за пределами кадра
- прогнозируйте развитие ситуации, готовьтесь заранее (можно даже предварительно сфокусироваться вручную или воспользоваться блокировкой автофокуса)
- используйте окружающую обстановку — имитацию проводки можно снять даже на карусели, сев на противоположное сидение от ребенка и прислонив аппарат к раме
- не переживайте из-за упущенных кадров — упустите еще больше
- регулярно проверяйте и коректируйте экспозицию, помните, что современные фотоаппараты это позволяют
- думайте сами — если описанные выше советы противоречат вашим собственным мыслям на этот счет, плюньте на них и поэкспериментируйте, попробуйте по-своему
И вообще, главное в этом процессе — интерес к нему и возможность прогнать его через свою душу, чтобы прочувствовать, ведь порой интересный кадр можно снять вообще «наугад» (это только кажется, ведь подчас под этим наугадом прячется интуиция).