Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
К своему 125-летию американский журнал Science опубликовал список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой. Всего в списке – 125 научных проблем, среди которых 25 главных и 100 второстепенных. По мнению редакторов Дональда Кеннеди и Колина Нормана, эти проблемы отнюдь не праздные и могут быть решены в течение следующих 25 лет.
Итак, список главных научных загадок, по версии журнала Science, выглядит следующим образом:
1. Из чего состоит Вселенная.
2. Каковы биологические основы сознания.
3. Как вся наследственная информация помещается в 25 тыс. генов, имеющихся в нашей ДНК.
4. Насколько индивидуальные особенности человека важны для лечения - проблема «персональной медицины», учитывающей генетический код человека.
5. Можно ли объединить все законы физики.
6. Насколько можно увеличить продолжительность жизни.
7. Как происходит регенерация органов.
8. Стволовые клетки и выращивание органов и тканей.
9. Внеполовое размножение растений соматическими клетками.
10. Что происходит в недрах Земли.
11. Существуют ли во Вселенной братья по разуму.
12. Когда и где зародилась земная жизнь.
13. Разнообразие видов: почему в одних местах обитают сотни животных и растений, а в других - единицы.
14. Какие генетические особенности делают человека человеком.
15. Как мозг хранит и «читает» воспоминания.
16. Как возникло поведение, ориентированное на сотрудничество, и зачем в животном мире альтруизм.
17. Как обобщать данные наблюдений в биологии - так называемая системная биология.
18. Синтез сложных химических веществ и «выращивание» наноструктур.
19. Теоретические пределы возможностей компьютера.
20. Можно ли блокировать реакции иммунной системы.
21. Играет ли Бог в кости? Есть ли под квантовыми принципами неопределенности и нелокальности более глубокий смысл
22. Можно ли создать вакцину от СПИДа.
23. Чем грозит глобальное потепление.
24. Энергетика будущего - чем человечество заменит нефть.
25. Рост населения Земли и ограниченность ресурсов: как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету.
В науке формируется новый этос науки, что приводит к трансформации прежней системы ценностей. Она проявляется в следующем:
• Основой техногенной цивилизации является ориентация человека вовне, осуществление себя в природе. Из-за этого разорвалась связь между миром и человеком, человек стал эксплуатировать природу. Как следствие, возникли глобальные проблемы, и прежде всего экологическая.
• Трансформация системы ценностей идет по пути создания экологической этики.
Экологическая этика меняет ценностные установки в отношении к природе. Природа рассматривается как целостный живой организм, небезразличный человеку и предполагающий коэволюцию человека и природы. Сциентизм меняется на антисциентизм.
• Суть углубленной экологии:
а) человек - не выделенное звено в природе;
б) ценны все живые организмы;
в) антропоцентризм ограничен, необходим антропокосмизм;
г) борьба за существование человека должна быть ограничена последствиями, вносимыми человеком в природу;
д) экологическая совесть;
е) новая этика (Швейцер) включает в себя 1) благоговение перед высшим (космосом), 2) сострадание к равному (человеку), 3) помощь низшему (флоре и фауне);
ж) космизм человеческого мировоззрения предполагает 1) органическую включенность человека в целостный космос, 2) соразмерность его результатов космической эволюции, 3) вселенскую ответственность человека, 4) диалог человека и природы, даже не сотрудничество.
• Формирование нового типа рациональности. Суть нового рационализма в следующем:
- Онтология рациональности – целостный космос, включающий системы с синергетическими свойствами.
- Человек и мир, субъект и объект – это относительно автономные компоненты особой целостной, исторически развивающейся системы – мир.
- Ценностно-смысловое отношение к результатам познания. Но если результаты должны быть соотнесены с ценностями, то размывается граница между наукой и ненаукой, возникает паранаука и даже псевдонаука (не тождественно вненаучному знанию вообще).
- Открытость и коммуникативность с разными подходами. (Характерно, что сейчас формируется уже почти полумифологическое сознание). Классическая рациональность сформировалась в недрах западной культуры. Принятие науки в других местах требовало трансформации фрагментов западного опыта на иную почву. Например, в России наука создавалась одновременно с фрагментами городской культуры, европейского образования, нового быта (Петр I).
Классическая рациональность противостоит «организмическим» представлениям традиционных восточных культур и русской культуры. Сейчас важно по-новому оценить результаты других познавательных традиций. Очень интересными представляются:
• Русский космизм. Он имел 1) естественно-научную форму (Вернадский, Циолковский), 2) религиозно-философскую (Федоров), 3) поэтически-художественную (Одоевский, Сухово-Кобылин). Основная мысль: жизнь на земле – явление не земное, а космически вечное. Влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов на земле не случайно, например, солнечная активность определяет пики эпидемических заболеваний.
• Древнекитайский даосизм:
- Инь и Ян;
- небесные ритмы и их взаимодействие;
- резонанс различных частей космоса (сравни, корпоративный эффект в синергетике, т.е. согласованные изменения элементов в рамках целого);
- роль небытия для бытия (в синергетике нелинейная среда как потенциально возможное поле структур реальности);
- принцип «у-вэй», недеяние, т.е. действия, которые позволяют природе развиваться собственным путем (в синергетике это принцип управления сложными самоорганизующимися системами). Человеческое действие может быть случаем в точке бифуркации.
Этика ученого предполагает следующие принципы:
- соотнесенность с нормами общечеловеческой морали;
- социальная ответственность ученого за использование его научных открытий;
- гуманизм;
- поиски истины;
- бескорыстность;
- ориентация на новое знание;
- отсутствие плагиата.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 912 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!